Свобода и деньги

Ноябрь 29, 2011

Свобода и деньги

Все мы здесь — и авторы, и читатели — потому что любим истории успеха. Они здорово заводят. Одних — тем, о чем сообщают, других — тем, о чем умалчивают.

90% историй успеха, опубликованных в СМИ, не дают ответа на главный вопрос: кто финансировал весь этот пир духа и почему? В лучшем случае мы узнаем, что успех был закономерным в силу происхождения. Но благополучие в третьем поколении не отменяет вопроса: а что было пять поколений назад?

Типичный рассказ женщины о её самостоятельном бизнесе: «Всё было так плохо, я вышла из дома за хлебом, шел дождь, я поняла, что так дальше жить нельзя. И тогда я съездила в Нью-Йорк, и в моей жизни сразу стало всё хорошо!» Упс.  И ты даже не знаешь, как спросить, чем была заполнена пропасть между «было всё плохо» и «я съездила в Нью-Йорк». Интуитивно понятно, что за этим стоит какая-то большая борьба, о которой вот так в двух словах не расскажешь. Или ты идиот и чего-то не понимаешь.

Мы знаем о Коко Шанель: она была содержанкой, и ее финансировали мужчины. Плохо ли это? Нет. Плохо то, что это финансирование было направлено на создание андрогинной эстетики. Где благодарность? Нет благодарности. Кто-нибудь помнит имена мужчин, поднявших ее на Олимп? Только историки.

Почему это стало возможным? Что было в этой не самой красивой, не самой приятной, не самой умной женщине? Ответ: она имела определенные задатки и смелость – даже наглость! – быть самой собой.  Она точно знала, кто она есть и кем не является.  Ее не кидало в крайности, она не пробовала себя в высшей математике или выращивании кур отборных пород, лишь бы только заработать денег. Ее таланты лежали в области самопрезентации, будь то песенки или шляпки, и она нашла людей, заинтересованных в этих ее талантах.

Давайте вспомним Софью Ковалевскую. В юности она металась между литературой и математикой. Она могла себе это позволить, будучи на попечении у родителей. Выбор, однако, она сделала в пользу математики, и не потому, что это было проще – ее беллетристику печатали в журналах как в юности, так и в зрелости. Но ее амбиции были больше, а для их осуществления ей потребовался фиктивный брак, чтобы с разрешения мужа получить заграничный паспорт и выучиться в Германии. Она стала математиком, а потом и фактической женой своего фиктивного мужа.  Впоследствии, став вдовой, она нашла поддержку в лице коллег-ученых и продолжала научную деятельность. 

Что роднит эти две истории?

Первое: Временные рамки метаний. Вы не можете до семидесяти лет искать себя, если у вас нет счета в швейцарском банке. Хотя никто не заставляет вас определиться раз и навсегда в шестнадцать.

Второе: Правильный выбор занятий. Если вы упорно хотите стать балериной, не имея для этого банальных физических данных, вероятность того, что вас кто-то поддержит, сводится к минимуму.

Третье: Навыки самопрезентации. Вы можете быть семи пядей во лбу, но если Вы не докажете этого нужным людям, об этом так никогда никто и не узнает, и вы мирно сопьетесь в нищете.

Четвертое: Умение считать деньги.  Однажды вас спросят, сколько вам надо и почему. Вы должны быть готовы аргументированно ответить. Возможно, это будет самый важный момент в вашей жизни. Его нельзя пропустить.

Пятое: Умение принимать удары судьбы и поднимать голову снова и снова. Сегодня вас финансируют – завтра нет. Это нормально. Имейте план Б.

И очень важное, от себя: умейте быть благодарны. Неважно, в какой форме. Вы можете сказать спасибо, помолиться, приготовить хороший ужин, поделиться прибылью или пригласить в свою постель.  Вы можете оставить пробел в своей истории успеха или заполнить его правдивыми сведениями. Это ваша история успеха и ваш выбор. Но если вы не будете благодарными за то, что в вас кто-то поверил, выбора у вас больше не будет. Мне хочется верить, что Шанель всё же была благодарна. История ее успеха не оставляет возможности двойной трактовки.

 

Олеся Кривцова

Олеся Кривцова – копирайтер, писатель, художник, специальный корреспондент Woman on Top в экзотических странах.

Комментарии