Неснежная королева Катрин

Январь 10, 2012

Неснежная королева Катрин

Катрин Денев царит на экране уже почти полвека. При этом ни разу не была замешана в скандалах, свойственных киносреде. Никогда не была пошлой, вульгарной. Всегда держала лицо. Всегда скрывала свою частную жизнь. Каждый год выпуская как минимум по одному-два фильма, Катрин успевает участвовать в общественной жизни, посещает самые интересные светские мероприятия не только в Париже, но и по всему миру, воспитывает теперь уже внуков, ухаживает за розами в своем саду в Нормандии. Жизненная сила, энергия, постоянный творческий голод. Все это кипит в этой потрясающей женщине, которая через несколько лет отметит семидесятилетний юбилей. Анастасия Перетятько внимательно следит за ее творчеством и несколько раз лично встречалась с Катрин Денев. Кажется, она знает, в чем секрет успеха этой удивительной актрисы.   

Кто такая Катрин Денев? Я думаю, большинство из вас помнят красивую белокурую француженку, неприступную и, как говорят многие, холодную. Есть еще миллион клише, которыми ее обычно характеризуют. Но сейчас совсем не подходящий момент, чтобы их развенчивать. Несмотря на то, что очень хочется. Сейчас мне бы хотелось рассказать немного о том, какая Катрин на самом деле. Потому что, в сущности, она обычная женщина, каких миллионы. Такая же, как мы все. Только особенности профессии сделали ее знаменитой на весь мир. Как ей удалось сделать такую потрясающую карьеру?

Катрин Денев пришла в профессию с подачи старшей сестры Франсуазы. Первое время Катрин не проявляла особого интереса к миру кино. Скучающая девчонка из актерской семьи, мирно проживавшей в XVI округе Парижа, лишь хотела вкусить настоящей жизни, хотела скорее вырваться на свободу, хотела быстрее повзрослеть. Влюбилась в известного режиссера-ловеласа Роже Вадима и в двадцать лет родила от него сына.

Но спустя несколько лет все изменилось. После триумфа «Шербурских зонтиков» Жака Деми на Каннском кинофестивале в 1964 году Катрин наконец призналась себе в том, что она любит, по-настоящему любит кино и именно этим ей хочется заниматься в жизни. Впоследствии она неоднократно говорила, что именно Жак открыл ей мир кино.

Потом Катрин начнет сниматься у действительно великих, талантливейших режиссеров. Ее стиль работы всегда поражал кинематографистов, они постоянно восхищались Катрин как профессионалом.

Несмотря на то, что у нее не было никакого актерского образования, Катрин всегда знала, как правильно вести себя на площадке. В архивном видео со съемок фильма «Отвращение» Романа Полански есть очень занимательный эпизод. Режиссер объясняет Катрин, как сыграть сцену, в которой ее героиня перерезает горло незнакомцу. Денев подробно, до мельчайшего движения выясняет у Полански, как и что ей сделать. И так она работала всегда.

Каждая сцена, каждый диалог, каждое движение и слово всегда обсуждается с режиссером. Режис Варнье, создатель «Индокитая» и «Восток-Запад» говорит, что ему необычайно приятно работать с Денев – она всегда послушна режиссеру, никогда не показывает своего звездного статуса, не настаивает на конкретных ракурсах. Просто качественно выполняет свою работу. Быть может, с точки зрения актерского мастерства, Катрин не гениальна. Но она всегда точна, безупречно владеет своим телом и лицом. Она одними глазами может сыграть любые эмоции.

Следя за карьерой Катрин, я заметила одну интересную закономерность – каждые десять лет она снимается как минимум в одном поистине выдающемся фильме, который моментально входит в историю мирового кинематографа. Достаточно вспомнить такие картины, как «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора» Жака Деми, «Дневная красавица» и «Тристана» Бунюэля, «Последнее метро» Франсуа Трюффо, «Индокитай» Режиса Варнье (фильм получил Оскар в категории Лучший иностранный фильм, а Денев была номинирована на Лучшую актрису), «8 женщин» Франсуа Озона.

Последним громким успехом Катрин также обязана Озону. В сентябре 2010 года на кинофестивале в Венеции актриса предстала на экране такой, какой, пожалуй, мы не видели ее давно, если не сказать никогда. «Отчаянная домохозяйка» (Potiche) – история из семидесятых о домохозяйке, по воле обстоятельств возглавившей крупную фабрику по производству зонтиков, а потом выбранной мэром своего городка.

Картина Озона примечательна многими вещами. Главное достоинство ее в том, что здесь Катрин искусно посмеялась над собой, над всеми штампами, которыми ее наградили журналисты за годы карьеры, в числе которых ее «холодность» и «буржуазность». Что уж тут говорить, у Озона Катрин сыграла одну из лучших ролей в карьере.

Первая мысль, которая появилась у меня после просмотра – никто и никогда, пожалуй, не сможет предложить Денев лучшую роль. Кроме того, Озон, как настоящий синефил (хотя он в этом и не признается), создал настоящий оммаж карьере Катрин. Ее знаменитому дуэту с Жераром Депардье и почти всем фильмам, в которых она сыграла в 1970х – 1980х годах. Великолепная стилизация, отличные актерские работы, крепкий сценарий и великолепная Катрин Денев. Если вы еще не видели «Отчаянную домохозяйку», обязательно посмотрите. Такие жизнеутверждающие и вдохновляющие фильмы сегодня редкость.

Еще одна деталь, которая мне кажется важной для понимания образа и карьеры актрисы. Она никогда не афишировала свою частную жизнь. Общественность узнавала лишь о самых громких романах, которые просто невозможно было скрыть.

Катрин не допускает особого внимания прессы и к своим детям. На любые провокационные, часто пошлые вопросы она отвечает резко, жестко, но никогда не грубо. Позиция уважения как к своей жизни, так и к чужой – прекрасная черта, которая позволила Денев не превратиться из актрисы в светскую даму, личную жизнь которой обсуждает весь Париж.

И, завершая этот короткий рассказ о женщине и актрисе, о которой я могу говорить бесконечно, хотелось бы все-таки вернуться к штампам. Если вам кто-нибудь скажет, что Катрин холодная, ни в коем случае не верьте! Если вы поговорите с ней с глазу на глаз буквально десять минут, если посмотрите в зеленые искрящиеся глаза, услышите заливистый бархатный смех, вы никогда, никогда не скажете, что она холодна. Настоящая женщина, такая же, как мы с вами, умело скрывающая, в силу своего положения в обществе, в силу своей профессии, кипящие в ее душе страсти. Может быть, в этом и заключается секрет ее успеха?

 

Анастасия Перетятько

Комментарии