В поисках вдохновения: секреты звезд

Март 22, 2012

В поисках вдохновения: секреты звезд

Перед вами творческая задача, а вдохновения нет? Как быть?  Мы спросили об этом Дину Рубину, Светлану Сурганову, Татьяну Полякову, Елену Михалкову, Ирину Муравьеву, Анну Берсеневу, Улью Нову и Марину Ахмедову.  Все эти женщины добились значительных успехов в своей профессии, 100% творческой. Но возможно ли написать роман в 300 страниц или создать модный хит, надеясь лишь на ветреную музу?

 

Дина Рубина, писатель

Источники вдохновения – это всегда очень таинственные вещи. Иногда ты идешь по улице, у тебя скверное настроение и тут ты встречаешь такую рожу, что цепенеешь от восторга. И за эту рожу цепляется уже все: и этот день, и эти неудачи, и эти голые деревья, и это серое небо. И получается прелестный рассказ, весь в сепии, как старинная фотография.

А бывает наоборот. Ты приезжаешь на какие-нибудь Филиппины. Яркое небо, солнце… Ни черта тебе эти Филиппины не дают. Никакого вдохновения нет. Ты загораешь, облезаешь клочьями и благополучно возвращаешься домой.

Когда не пишется, я редактирую какие-то старые вещи,  отвечаю на свою обширную почту.

Это рефлекторное движение к клавиатуре, ручке и к составлению слов на бумаге. Это система кровообращения, это дыхательная система. Если закрыть человеку рот, он просто умирает…

А уж если начинается серьезная работа, это очень счастливое время. Что там вдохновение? День может быть удачным, а может — и нет. Но наступит завтра, и ты снова напишешь какие-нибудь два-три хороших предложения. Самое главное – работать, а вдохновение – это всего лишь праздник.

 

Ирина Муравьева, писатель 

Вдохновение  не вызывается никакими  внешними  причинами. Иначе  все  люди,  которые  увидели  предгрозовое море, должны были бы написать : «Я помню  море  предь грозою…» Или при  наступлении февраля: » Февраль. Достать  чернил и плакать.»  Воздействие красоты тоже весьма сомнительно:  одна  и  та  же  женщина может  свести  с  ума, а, может —  оставить  равнодушным, один  и  тот  же  город  то трогает,   то  раздражает.  Вдохновение — это  особое  состояние  отдельно  взятого  человека, зависящее только  от  его душевной восприимчивости к чему-то, что  больше и самого  человека, и его  обычных возможностей.

Смысл  слова  заключен   его  этимологии:  вдох,  то  есть  то,  что  ты  принимаешь  в  себя  и  благодаря  чему  существуешь. Древняя  индийская  традиция  относит  вдохновение  к  одной  из  неотъемлемых  частей  седьмой  чакры,  которая, открываясь,  углубляет  и  высветляет  человеческое  представление  о  себе  самом,  как  о  малой  крупице  необъятной  и  не постижимой  разумом  бесконечности. Думаю,  что  то вдохновение, которое  выпотрошило  Бетховена  в  момент  создания  его  Пятой  Симфонии,  может  служить  отличным  примером  моим  словам.  «Черпать»  вдохновение  негде  и  поведение  его  непредсказуемо,  как  поведение  сна.  

Разве,  ложась  в  постель,  ты  знаешь,  что  тебе  приснится?

Про  себя  саму  я  могу сказать,  что  приход вдохновения известен  мне  заранее: сначала  наступает странное  душевное  напряжение, которое  часто  сопровождается  напряжением  физическим.  Все  внутренние  силы взволнованно  и  тревожно  стягиваются  в  одну  точку.  И  вдруг  прорывается  что-то.  Работать  по- настоящему  можно  только в  этом  » прорыве» ,  внутри  его,  под  его  «защитой».

Творческих  кризисов я  никогда  не  испытывала.  И  если  не  пишу  какое-то  время,  то  не  пишу  по  реальным  жизненным  причинам.   Думаю,  что  для человека,  привыкшего,  как  я,  к  постоянному  писательскому  труду,  творческий  кризис —  это так  же  страшно, как  для  другого человека, не  писателя,  -  потеря  зрения или  слуха. Чем  лечится  такая  болезнь,  не  знаю.  Боюсь,  что  никакого  лекарства  для  нее  не  существует,  а  те,  которые  предлагают  какие-то  лекарства  либо  заблуждаются  сами,  либо  сознательно  обманывают других.

 

Анна Берсенева, писатель

Если бы я знала адрес того живительного источника, из которого вдохновение можно именно черпать! Но нет его, такого источника, к моему огромному сожалению. Вдохновение так же труднообъяснимо, как жизнь, и существует по ее живым законам. Можно, пожалуй, лишь наверняка сказать, когда оно точно не придет: когда ты не прилагаешь к этому никаких внутренних усилий.

Если лежать на диване и щелкать телевизионным пультом, то трудно надеяться, что тебя вдруг подбросит пружиной вдохновения и перенесет к письменному столу для записи гениального текста. Слова Николая Заболоцкого о том, что душа обязана трудиться и день, и ночь, — только кажутся банальными. Они – правда.

Хотя, конечно, можно говорить о некоторых маленьких уловках, которые позволяют вдохновение подпитывать и выходить из творческого кризиса. Не наверняка, но с некоторой долей вероятности. Это – глубокие впечатления. Я стараюсь ловить в жизни все события, которые таковыми для меня являются. Это может быть книга, театральный спектакль, картина – любое талантливое создание человеческого духа. Это может быть путешествие. Это природа – всегда.

 

Татьяна Полякова, писатель

Вдохновение приходит, когда хочет, но я заметила, что лучше всего придумывается во время долгих прогулок либо в дороге, когда едешь в машине или поезде. Случается, чтобы добиться нужного настроя, я слушаю хорошую музыку. Необязательно, чтобы она была какая-то специальная. Для меня беспроигрышный вариант — «Травиата» Верди. Там столько страсти, что любовные сцены выстраиваются сразу же. Много в чем можно почерпнуть творческую энергию.

Главное, создать настрой, во время которого приходит что-то важное. Конечно, это получается не всегда и творческий кризис тоже имеет место быть, как же без него. Во время написания каждой книги непременно возникает момент, когда не нравится ни сама идея, ни ее воплощение, и результаты твоего труда летят в мусорную корзину.  

Первые годы для меня это всякий  раз было мучительным испытанием, но сейчас я знаю, что все преодолимо. Есть вещи, которые просто нужно пережить, не позволяя себе скатываться в беспросветное уныние. Лучше сделать перерыв, заняться физическим трудом. Задание в космос уже отправлено, и пока ответ формируется, главное не паниковать — всё сложится так, как должно.

Однажды, когда концовка книги никак не выстраивалась, я отправилась с подругой в Париж на выходные. Погода была дождливая, и мы просидели весь день на втором этаже туристического автобуса, с зонтом, прижавшись друг к другу и нахохлившись, как два воробья. В какой-то момент я поняла, каким будет финал книги.

Поскольку  новая идея была  прямо противоположна первоначальному замыслу, стало ясно, почему меня так метало — я  все это время смотрела в другую сторону.  Так что иногда кризис очень полезен, он позволяет вовремя остановиться и внимательно осмотреться, чтобы сделать следующий шаг в правильном направлении.

 

Елена Михалкова, писатель

Честно говоря, я недолюбливаю выражение «черпать вдохновение». Сразу представляется писатель, который сидит рядом с кастрюлей, в которой краснеет что-то похожее на кисель. Зачерпывает оттуда половником и, в зависимости от настроения, либо выпивает через край, либо выливает себе на голову :). А после немедленно хватает ручку — и давай писать, писать, писать…

Ко мне идеи, сюжеты и образы приходят другим способом. Я замечаю в окружающем мире историю, которая чем-то задевает меня. Это может быть чья-то судьба. Поступок. Или всего лишь деталь: например, мужчина везде носит с собой старый ключик, не имеющий никакой ценности. Из такой детали может вырасти целый роман (так, кстати, и получилось). Это напоминает прорастание травинки из маленького зернышка.

Творческий кризис у меня преодолевается только музыкой. От музыки из головы исчезают лишние, ненужные слова и появляется место для той самой травинки-истории. После этого остается только внимательно посмотреть вокруг и увидеть зернышко.

 

Улья Нова, писатель

Меня очень вдохновляет противоречивая стихия мегаполиса. Люблю наблюдать и исследовать город, диктующий сотни правил, вызывающий привыкание и заражающий своим бешеным временем.

Очень завораживают городские невидимки. И страдальцы, тщательно скрывающие за офисными масками и благополучными личинами боль и разлад. А еще – счастливые городские безумцы и кроткие тихие прохожие, выдумавшие себя как-то по-особенному, живущие в своем мире, с их великими страстями, вселенскими выдумками, правилами и мечтами.

От творческого кризиса исцеляют любые знаки, напоминающие о том, что жизнь не бесконечна. И маленькие необъяснимые случайности, намекающие на то, что все чуточку сложнее и чудеснее, чем кажется.

 

Марина Ахмедова, писатель

У меня есть ритуал, который, наверное, к вдохновению отношения не имеет, но перед тем, как сесть писать, я его выполняю всегда. Утром, которое начинается не раньше одиннадцати, встав с кровати, иду на кухню, включаю чайник, пока он закипает, умываюсь, завариваю в глиняном чайничке зеленый чай (люблю молочный улун). Чайник из тонкой глины с очень маленькими чашечками мне лет семь назад подарила крестная. Когда я только начала из него пить, он звенел – поры глины расширялись. Друзья называют этот чайник моим мозгом. Пить из своего мозга я позволяю только избранным. Есть еще одно правило – запрещено (друзьям) дурно отзываться о возрасте моего ноутбука. Он все слышит и сразу виснет. Не меняю я его по причине его сакральности.

Есть только одна причина, по которой ко мне не приходит вдохновение – я спала меньше восьми часов. Я не представляю, как люди, которые спят мало и подчинены какому-то графику, вообще, могут что-то написать. Не выспавшись, я способна только тупить у ноутбука, глядя в него мутными глазами, и думать – а не послать ли мне всех и не поспать ли? Всегда побеждает второй вариант. Я посылаю в редакцию жалобные смски – «Дайте мне поспать часок…». Сплю несколько часов, встаю и набрасываюсь на текст.

А творческий кризис мне, к счастью, пока не знаком. То есть я расстраиваюсь, когда понимаю, что написала плохой текст. Он может быть прекрасным в исполнении, но если я ничего не чувствовала, пока писала, то для меня он плох тем, что не сильный, я его удаляю. И жду, пока начну что-нибудь чувствовать. Но я, вообще, чувствительная.

 

Светлана Сурганова, музыкант

Из кризиса я даже не пытаюсь выходить, он затянулся, но это – не беда. Значит, так и должно быть. Значит, сейчас просто время тишины.

Как сказал один из ныне живущих классиков: «Давайте делать паузы в пути». Паузы – это тоже музыка, и даже если не творится, то нужно просто успокоиться и заняться созерцанием, саморазвитием – впитывать мир, звуки, запахи, эмоции.

И только потом, когда действительно что-то пронзит тебя, и ты почувствуешь, что не можешь молчать, и ты хочешь кричать о чём-то на всю Вселенную, или как минимум просто написать – тогда и можно писать. Именно поэтому я никак не выхожу из творческого кризиса, и не буду делать это натужно.

А источником творчества является незамутнённость, юность создания и чистота сознания, отсутствие рамок и цензов. С возрастом начинают над тобой довлеть прекрасные примеры, и на каком-то этапе развития ты начинаешь понимать, что ты никогда не сможешь им соответствовать, что тебе никогда не достичь этих высот.

Тебя это замыкает, и ты замолкаешь. Те, кому удаётся от этого абстрагироваться, продолжают творить, и это здорово. Может, и мне когда-нибудь удастся забыться.

 

А что вдохновляет вас? 

 Подготовили:

Любовь Гордеева

Елена Ефремова

 

3 Коммент.

  1. Лидия Севостьянова

    Здорово, на все случаи жизни:)) Мне особенно тема стихии мегаполиса близка: «вступить в контакт» с городом и правда очень ресурсно в плане вдохновения.

Комментарии