Свобода и этикет

Июнь 19, 2012

Свобода и этикет

«Любые правила придуманы для удобства и безопасности и имеют свою логику, — говорил мой отец – Не надо запоминать, что конкретно придумано, надо понимать возможные ситуации». Руководствуясь этим принципом, я с его помощью узнала, почему не принято держать локти на столе, зачем нужен рыбный нож и каким образом раскладываются столовые приборы, кто с какой стороны и в каком порядке должен куда-либо входить.

Когда я выросла, я стала автоматически отмечать людей с хорошими манерами, просто потому, что с ними было гораздо удобнее общаться. Человек с хорошими манерами, вне зависимости от социального положения и наличия денег, создает атмосферу спокойствия и безопасности. Это как поставленная речь, осанка, умение носить одежду, умение танцевать. Хорошие манеры окутывают собеседника, как уютное покрывало, дают ему ощущение, что он очень ценная персона.

На Острове Свободы меня поразило, что при абсолютной раскованности общения, при всей их вечной Революции, при том, что женщины работают зачастую больше мужчин, при общей бедности, считается необходимым иметь хорошие манеры, целовать женщинам руки и пахнуть парфюмом.

Когда кубинской девушке исполняется 15 лет, для нее устраивают большой праздник. В числе прочих радостей, с этого возраста ей можно целовать руку – она взрослая сеньорита, не ребенок. Она может всю жизнь впахивать, как лошадь, но это не отменит ее женского права подать руку для поцелуя – впрочем, ей никогда не придется специально им пользоваться, кубинские caballeros  в этой связи не зевают.  Как не зевают и с тем, чтобы подать руку даме, выходящей из маршрутки.

Дело в том, что кубинская маршрутка — там, где это не телега с лошадью – это огромная американская машина 50-х годов. Из нее не очень просто выпрыгнуть, поэтому любой мужчина, оказавшийся рядом с дверью маршрутки, из которой выходит женщина, протянет ей руку и поможет выйти.  Двухметровые кубинские студенты или русские фотомодели легко достают ногами до земли, выходя из старинной маршрутки, однако кубинские женщины в среднем пониже, чем русские, и им это тяжело. Да, это повод лишний раз подержать женщину за руку. Но кто в здравом уме будет сердиться на мужчину, который имея это вполне естественное желание,  не влезает под руку, чтобы помешать, а поддерживает ее, чтобы помочь? Свобода от дикости все-таки отличаются, как и феминизм от идиотизма.

Соблюдение этикета, если задуматься, может быть очень сексуальным. Любой дресс-код – это заговор посвященных, а заговор не может не возбуждать. Другое дело, нашел ли ты подходящих тебе заговорщиков и соответствует ли их миссия твоей собственной.

На Кубе я долгое время избегала одеваться в белое: белая одежда – знак принадлежности к афрокубинскому культу сантерии. А заодно – повод завести с незнакомой женщиной разговор: «сеньорита – сантера?» Хотя у меня на лице написано крупными буквами, что я не сантера и никогда ею не буду. Незнание тонкостей ношения белого чревато ненужными приставаниями – а значит, стоит соблюдать этот единственный дресс-код, с которым я столкнулась на Острове Свободы. Если только не успела обзавестись постоянным поклонником, практикующим сантерию. В этом случае всегда можно, честно глядя в глаза, сказать, что сантеро – твой парень.  Вопросы отвалятся вместе с ненужным поклонником. Потому что если ты соблюдаешь дресс-код своего парня, у вас это серьезно, и все свободны. Простая логика, нечего запоминать. Если не врешь, конечно.

Олеся Кривцова

Олеся Кривцова – копирайтер, писатель, художник, специальный корреспондент Woman on Top в экзотических странах.

Комментарии