Принцесса джаза Анна Бутурлина

Июнь 18, 2012

Принцесса джаза Анна Бутурлина

Анна Бутурлина – одна из самых востребованных джазовых певиц России. Ее вполне можно было бы назвать «королевой джаза», но в отношении Ани – такой милой, улыбчивой и скромной — подобная метафора звучит слишком пафосно. Принцесса – да. Притом из тех, что бывают только в сказках или диснеевских мультфильмах. Судите сами: длинные солнечные волосы, лучистые глаза и, конечно же, голос – неправдоподобно мощный для столь хрупкой девушки. Чем не сказочное создание? «Принцесса» выступает с биг-бэндами, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов и музыку для детей, исполняет главные роли в мюзиклах, воспитывает дочь… Ваши аплодисменты, дамы и господа: на сцене Woman on Top - Анна Бутурлина!  

 -  Очень хочется начать наш разговор с вопросов о джазе. Что означает быть успешной джазовой певицей в России? 

- В нашей стране это означает петь на престижных фестивалях и серьёзных сценах в компании «крупных» музыкантов. Я выступаю со многими оркестрами и коллективами первой величины в России: с оркестром им. О. Лундстрема, биг-бэндом Игоря Бутмана, ансамблем Алексея Кузнецова, биг-бэндом «Орфей», симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, тесно сотрудничаю с композитором Геннадием Гладковым, а также участвую в проектах, которые организует Анатолий Кролл.

Конечно, стадионы джаз у нас пока не собирает, но ценителей джаза довольно много. А вот чего мало, так это информации о джазе —  и в СМИ, и вообще везде. И цены на билеты в хорошие джазовые клубы велики. Знаю, что есть очень много студентов и пожилых людей, которым не по карману посещения клубов, и они только и мечтают о возможности пойти на джазовый концерт, где цены на билеты доступны.

- Насколько, по-вашему, востребованы отечественные джаз-исполнители в России?

  - В России наши джазовые исполнители востребованы вполне. А вот за рубежом… Хотелось бы чаще выступать именно там. Там больше внимания уделяется этой культуре, и осведомлённость людей гораздо выше. Там шкала ценностей в принципе другая, люди больше подготовлены к восприятию более интеллектуальной и сложной музыки, им это интересно! Ощутима разница, конечно, когда выезжаешь, например, в Европу.

с оркестром Игоря Бутмана

- А как вы вообще пришли в джаз? Мечтали об этом с детства или…?

- В детстве я мечтала стать сначала балериной, потом пианисткой, потом палеонтологом… Однако музыка оказалась сильнее всего остального.  Джаз вошёл в мою жизнь случайно, когда я ещё была  в музыкальном училище и получала академическое образование. Он сразил меня своей мелодичностью, оригинальными музыкальными формами и удивительной глубиной. Мне почти сразу стало ясно — джаз никогда не надоест! Это источник вдохновения, который не может иссякнуть, и в нём есть всё, что мне необходимо для полноценного творчества. Тогда, в семнадцать лет, я не могла оценить и понять это так, как понимаю сейчас, но интуитивно сделала свой выбор. Склонялась к опере, оперетте, то есть смотрела в направлении именно вокальном, но джаз всё поменял и определил мой выбор профессии. Когда я поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, это уже было эстрадно-джазовое отделение.

- К чему должна быть готова молодая исполнительница, которая мечтает сделать карьеру в джазе?

- Вопрос очень сложный, и ответить на него коротко невозможно. Не буду углубляться в профессиональные подробности и скажу просто: нужно быть готовой к ежедневной кропотливой работе над собой. Одним талантом не обойтись. И, конечно, нужно «нарабатывать» связи. Без них вообще ничего не делается в этом мире.

- Можно ли считать эту профессию доходной?

- Профессия музыканта, как и любая, порой приносит очень неплохой доход, порой не приносит ожидаемого, но в любом случае с бизнесом это не сравнить. Это всё же творческая профессия. Самым важным здесь является то, что профессия эта мною искренне любима.

- Что вы больше всего цените в партнерах и что для вас абсолютно неприемлемо?

- Ценю высокий профессионализм, чувство юмора и внимательность. Причём, внимательность не только в технических профессиональных вопросах, а даже больше в человеческих отношениях, в стремлении понять друг друга. При тесном сотрудничестве это просто необходимо. И совсем не переношу равнодушие и небрежность. Я очень чувствую такие вещи.

с джазовым продюсером Михаилом Грином

- Кто формирует ваш сценический образ?

- Пока свой сценический образ формирую я сама. И чаще отдаю предпочтение традиционным формам — женственным, элегантным, без лишнего эпатажа. К примеру, на большой сцене с симфоническим оркестром или с биг-бэндом надену длинное концертное платье, а в клубе запросто могу выйти в джинсах и рубашке.

- Вы исполняли главную женскую роль в мюзикле «Дракула». Понравилось ли вам это амплуа?

- Да, я была в восторге от этой работы, хотя она была и нелегка: репетиции начинались с девяти утра, а заканчивались порой и в девять вечера, когда шла подготовка спектакля. Я извлекла из этой работы много ценного для себя. Сценический опыт всегда полезен, особенно когда речь идёт о синтезе искусств, как в жанре мюзикла — синтезе вокала, танца и драматического искусства.

Сейчас, спустя несколько лет, это мне пригодилось в работе над новым музыкальным спектаклем «Пенелопа, или 2+2″ по пьесе С.Моэма «Пенелопа», премьера которого состоялась в сентябре 2011 года в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Автор идеи и музыки к спектаклю — Геннадий Игоревич Гладков. Я играю там главную роль -  Пенелопу.

- С какой публикой вам комфортнее всего работать?

- Люблю выступать перед публикой, которая пришла именно на концерт, у которой интерес в глазах и открытое сердце. С некоторыми поклонниками общаюсь лично, приглашаю их на свои концерты. С некоторыми — переписываюсь в интернете. Больше среди них, наверное, мужчин.

Дарят они, в основном, цветы, которым я всегда радуюсь. Но самые лучшие подарки — это овации зрителей!

- Что вас вдохновляет?

- Записи джазовых мастеров, которые я слушаю или смотрю. Вдохновляют красивые мелодии. Удачные джазовые концерты моих коллег, концерты академической музыки или спектакли, на которые иногда удаётся выбраться вечерами. И особенно вдохновляют одарённые талантливые исполнители, когда я наблюдаю за их работой…

с пианистом Алексеем Беккером

- А если получаете нелестные оценки, — это стимул идти вперед и развиваться или, наоборот, повод опустить руки?

 - Конструктивная критика от образованных людей, чьё мнение для меня ценно, вещь полезная. Бывает, обидно выслушивать негативные отзывы, но когда остываешь, начинаешь задумываться, анализировать: приходят верные решения, стремление устранить недочёты, начинается та самая работа над собой, без которой художник не может существовать.

Нелестные оценки недоброжелателей никогда не иссякнут — это нормально в творческой среде — хотя мне в лицо их крайне редко высказывают. На зависть и сплетни внимания не обращаю, времени на это не трачу.

- Возникало ли у вас когда-нибудь желание сменить профессию?

-  Нет, никогда. Но делать ещё что-то творческое, близкое к моей профессии, помимо пения, я всегда стремлюсь. Мне было бы интересно работать ведущей на телевидении, на радио, играть в драматическом театре… В кино с удовольствием бы снималась! Мне интересны совершенно разные образы — от смешных старушек до роковых женщин. Жду предложений! )))

- А как вам в повседневной жизни удается сочетать два таких разных образа – заботливой мамы и успешной джаз-леди?

- Сейчас с дочкой намного проще, она взрослая, сознательная. Лет до четырёх было трудно. Няню я сознательно не брала, хотела сама растить Дусю, видеть её успехи. Я убеждена, что с ребёнком именно в первые годы жизни необходимо проводить как можно больше времени, в чём-то отказывая себе, заниматься  с ним, дарить ему свою любовь. Поэтому мне приходилось иной раз отклонять приглашения выступить где-то или куда-то поехать. Изредка беру её с собой на выступления и даже на гастроли пару раз возила с собой.

с дочерью Евдокией

- Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам?

- Пока музыке она не учится, но я задумываюсь о том, чтобы отдать её в музыкальную школу. Это важно для развития гармоничной личности, особенно для девочки. Но склонять в свою стезю совсем не хочу — пусть решение придёт с течением времени. Я за ней наблюдаю, пытаюсь понять, к чему она сама тянется. Если она выберет профессию музыканта, это будет её решение.

- У вас наверняка очень насыщенный график… Как выглядит ваш типичный день?

- Мой день начинается почти всегда в 7.30 утра — я встаю рано, чтобы отвезти дочку в детский сад. Описать свой типичный день не смогу, потому что они все разные. Но типичная неделя включает в себя тренировки в спортивном клубе, занятия йогой, репетиции, сами выступления, работу над программой и репертуаром, деловые переговоры и переписку, касающуюся организации моих концертов, и время, посвящённое работе в социальных сетях. Если же вечер не занят концертом, то я провожу время дома с дочкой. К счастью, график мой ненормирован, и я до определённой степени сама себе хозяйка. Для меня это просто замечательно!

- А что делаете в свободное время?

- Свободное время провожу за чтением книг. Очень люблю кино, театр, оперу, но свободных вечеров у меня довольно мало, поэтому, к сожалению, бываю в театрах редко. А самая большая радость — от общения с близкими людьми. У всех у нас в современной жизни так много дел и работы, что по полгода не удаётся увидеться, поэтому такие встречи бесценны.

Узнать расписание ближайших концертов Анны Бутурлиной, а также более подробно познакомиться с ее биографией, можно на официальном сайте певицы http://www.buturlina.ru.  

Беседовала Елена Ефремова

Авторы фото:

Виктория Игошина

Дарья Чернова

Сергей Самойлов

Комментарии