Елена Лысенкова: «Свой бизнес – это мобильность»

Сентябрь 3, 2012

Елена Лысенкова: «Свой бизнес – это мобильность»

Про таких женщин, как Елена Лысенкова, можно писать не то что статьи — целые книги. Судите сами: Елена начала работать, еще будучи школьницей; прошла  путь от официантки до директора по маркетингу; заслужила блестящую репутацию на рынке HoReCa. Затем – раз, и крутой поворот: собственный бизнес. Основатель и генеральный директор компании Hospitality In.Comm, Елена Лысенкова обнаружила перспективную и практически свободную нишу. Вместе со своим партнером, Натальей Роземблюм, она руководит фирмой, которая создает гостиничные сети, занимается реконструкцией старых объектов, адаптирует «советские» проекты к нашей реальности и разрабатывает новые — от городских бизнес-отелей до крупных загородных курортов и многофункциональных комплексов.

За красивыми результатами стоит нелегкий труд и… борьба со стереотипами. Оказалось, что основав Hospitality In.Comm, Елена Лысенкова вошла в бизнес, который в нашей стране считается «неженским». Особенно тяжело пришлось в регионах, где, несмотря на все достижения компании, ее долгое время отказывались воспринимать как полноценного игрока. Приходилось вновь и вновь  доказывать, что нежная женская рука может быть не менее сильной и твердой, чем мужская…

Сегодня Елена Лысенкова — преуспевающая бизнес-леди, которую хорошо знают и уважают в профессиональной среде. Что стоит за этим успехом? С этим и  другими вопросами мы пришли к  директору Hospitality In.Comm. 

- Елена, первые деньги вы заработали еще в детстве, в 14 лет. Как так получилось?

- Я хорошо училась в школе, времени было достаточно. Мне предложили пойти вечерним секретарем в компанию, которая арендовала офис в помещении, прилегающем к зданию школы. Я согласилась.

- Будучи студенткой известного ВУЗа, вы подрабатывали официанткой… Это обычная практика, например, для США. В нашей стране немногие на такое решаются, считая, что это не самая престижная работа. Не сложно ли вам было преодолеть этот барьер?

- Вовсе нет. Работа в сегменте HoReCa — это удивительно увлекательно. Это командный дух, дружная атмосфера,  это друзья на всю жизнь. Считаю, что в нашей стране люди так думают о сфере услуг из-за плохого PR и «халдейства», привитого советской эпохой. А ведь она позволяет удачно сочетать учебу и работу без ущерба для обоих компонентов:  динамичный график организует, прививает навыки тайм-менеджмента, позволяет идти в ногу со временем. А уж какое количество веселых историй и забавных ситуаций у нас было!

- Какие цели вы себе ставили тогда, в студенчестве, как представляли свою дальнейшую жизнь?

- Развиваться, искать новые и интересные проекты, совершенствоваться в управлении людьми и маркетинге, которому я тогда училась. Собственно, так и получилось.

- Прежде чем стать владелицей собственного бизнеса, вы долгое время работали в других компаниях. Сейчас бум стартапов. Многие начинают свое дело буквально со студенческой скамьи, не имея никакого опыта. Как вы считаете, насколько это правильно?

- Стартап — это очень интересно, очень нужно нашей стране. Нам необходимо, чтобы появлялся малый и средний бизнес, чтобы молодые ребята не уезжали искать счастья за рубеж, а оставались и творили, создавали новые рабочие места, были креативны и успешны. Однако, если честно, я немного осуждаю тех, кто основывает бизнес, не попробовав его «руками». Мне встречались молодые предприниматели, которые открывали охранное бюро, но при этом никогда не работали в этой индустрии. То есть, с полного «нуля», не осознавая ответственность, проблематику, реальность этого бизнеса. Я спросила, почему они не устроились работать в охранное агентство хотя бы на полгода, чтобы понять что и как тут вертится, и посмотреть, как твои же сотрудники будут вести себя на работе и как они тебя могут «подставить» если что-то пойдет не так? Ответ был: «Мы же хотим владеть охранным агентством в 24 года, а не быть охранниками». К сожалению, такой подход не работает.

При этом есть уйма позитивных примеров, когда жена состоятельного господина приходит в кофейню на рядовую позицию с целью отработать в ресторане год и открыть свое заведение. И крайне успешно это реализует, сумев даже за этот короткий период времени дослужиться до заместителя директора кофейни. Вот это правильный подход. Важно сначала поработать «на дядю», и только потом на себя, чтобы понять выбранную сферу и утвердиться в мысли, что это именно то, чем бы ты хотел заниматься.

- А как лично вы пришли к собственному бизнесу? Почему выбрали именно эту сферу?

- Это произошло само собой. В 2008-2009 годах я работала с несколькими крупными девелоперскими проектами, развитие которых приостановилось на неопределенный промежуток времени. Еще когда я была наемным сотрудником, ко мне обращались сторонние компании за советами и помощью. Но я им отказывала, так как считаю, что работая по контракту, ты обязан все свои знания применять на практике в компании, а не «фрилансить».

Поэтому, когда проекты затормозились, возникла необходимость  предлагать услуги на открытом рынке. И в голову пришла идея собственного бизнеса. Направление — индустрия гостеприимства — было предопределено моим опытом работы и соответствующими знаниями.

- Поднимался ли этот бизнес на собственные средства или вы привлекали инвестора? Что было самым сложным?

- Больших инвестиций не требовалось, поэтому средства сторонних инвесторов не привлекались. Сложности были такие же, как и у всех: собрать команду, согласовать бизнес-модель.

- А какие трудности возникают сейчас?

- Мы — бутиковая консалтинговая компания, которая одновременно ведет 5-6 проектов в активной стадии. Сейчас перед нами стоит выбор — куда развиваться дальше, т.к., чтобы сделать шаг, надо изменить стратегию развития. Мы нарисовали 3 варианта развития и взяли время на размышление до конца года.

- У вас есть деловой партнер – тоже успешная женщина. Как вы нашли друг друга?

- Наверное, как и многие партнерские компании. Мы просто раньше работали вместе. Поэтому сотрудничество было предопределено успешным опытом реализации различных проектов и задач.

- Кто за что отвечает? Какие преимущества и недостатки вы видите в женском бизнес-партнерстве?

- У нас сработанный тандем, при этом роли мы распределяем по каждому проекту отдельно, с учетом специализации и загрузки каждого. Если говорить глобально, то новые клиенты, периоды вхождения в проекты — это мое. Оптимизация операционной деятельности — это Наташино.

Я считаю, что женское или мужское бизнес-партнерство существует на грани дружбы и взаимных коммерческих интересов. Обоим игрокам необходимо четко делить приятельские и профессиональные отношения: ведь люди вынуждено проводят большую часть жизни совместно.

Сеть отелей «Азимут» — один из первых проектов Hospitality In.Comm

- А влияет ли как-нибудь тот факт, что у вас женская фирма, на отношения с клиентами? Ведь наверняка большинство из них — мужчины… 

- Да, к сожалению, есть часть клиентов, которые не готовы общаться с женщинами. Для нас в работе индикатором становятся фразы, вроде «здрасьте, девушки…», «девушкам нужно…». Также есть конкурсы и тендеры, в которые женской команде не победить. Еще я бы отметила, что клиенты всегда стремятся заплатить нам на 15-20% ниже, чем компаниям с мужским руководством.

- Создавая компанию, вы заняли уникальную, неразвитую нишу. Насколько сегодня высока конкуренция на вашем рынке? Как лично вы воспринимаете конкурентов? Они вас стимулируют или, наоборот, тормозят?

- Конкуренция есть. Рынок активен, есть международные игроки, которые в своем портфеле услуг имеют, то, что предлагаем мы. Есть частные локальные игроки, которые оказывают услуги гостиничного консалтинга, но, как правило, разово.

Лично меня конкуренты стимулируют. Когда мы видим, какие они делают ошибки или, наоборот, какие интересные проекты реализуют, мы понимаем, в чем может быть наше преимущество и как его использовать. Мы более гибкие и мобильные во многих вопросах по сравнению, например, с крупными международными игроками.

- Собственный бизнес – это большая ответственность и постоянный стресс. Не возникает ли желание все бросить и вновь стать наемным работником, чтобы вести более спокойную жизнь?

- Иногда. Но при этом собственный бизнес — это мобильность, возможность работать из любого места и крайне эффективно управлять своим временем: уделять его близким, детям и успевать делать все в нужное время в нужном объеме. В наемной работе много плюсов, но из минусов, которые отводят от таких мыслей, — жесткий, никому не нужный график присутствия в офисе, — именно присутствия, а не работы. А также бестолковые совещания и встречи, которые подчас отнимают более 70% времени и не приводят ни к каким решениям и результатам.

- В любой работе существует эффект перегорания. Как вы преодолеваете такие моменты? Что вас вдохновляет? 

- Поездки. Путешествия и отдых с любимым человеком — это то, что позволят перезагрузиться. А еще работа «мамой» — уверена, женщины меня поддержат, – крайне эффективно позволят отвлечься от рабочей суеты и ответственности.

- Как вы планируете свое время? Хватает ли его на хобби, встречи с друзьями?

- Его меньше, чем хотелось бы. Я завидую людям, которые успевают и в кино сходить, и с любимым пообщаться, и с друзьями, и с детьми время провести больше, чем 30 минут в день перед сном, и еще на работе быть успешными и результативными. Я жертвую друзьями и семьей в пользу работы, в чем себя сильно укоряю. Поэтому почти никогда не работают в выходные — это их дни.

- Что вы посоветуете девушкам, которые хотели бы начать свой бизнес? К чему нужно быть готовой?

- Нужно быть готовой работать больше, чем будучи наемным сотрудником. Нести ответственность за людей и их жизни. Всегда использовать новые возможности — ведь «никогда не знаешь, какая лягушка превратиться в царевну».

- Наш традиционный вопрос: что значит «быть успешной»?

- В 60 лет обнаружить, что ты — ухоженная счастливая бабушка большого семейства, которая с удовольствием путешествует по миру, проводит холодные месяцы у моря с бокалом вина, при этом время от времени пишет мемуары, становящиеся бестселлерами.

Беседовала Елена Ефремова

Фото из личного архива

Елены Лысенковой 

2 Коммент.

  1. Lena
    Lena

    Очень интересное интервью. Особенно понравилась та часть, где говориться о том, что нужно попробовать бизнес «руками». Сейчас модно быть самостоятельным, иметь свое дело, а не батрачить на «дядю». Но при этом очень многие пускаются в бизнес, понятия не имея, что это такое.

    P.S. А Елена молодец!

  2. Гузель Яруллина
    Гузель Яруллина

    Отличное интервью!
    Мне очень понравилось. Выделила для себя несколько важных моментов. Спасибо, Лены! :)

Комментарии