«Облачный атлас»: матрица реальности

Ноябрь 12, 2012

«Облачный атлас»: матрица реальности

В широкий прокат вышел один из самых долгожданных фильмов этого года — «Облачный атлас», который сняли Лана и Энди Вачовски, а также Том Тыквер. Для справки: Вачовски — те самые революционеры, создавшие трилогию «Матрица», а Тыквер — автор культовой немецкой картины «Беги, Лола, беги!» и неплохой, очень красивой киноверсии «Парфюмера».

«Облачный атлас» – это  экранизация одноименного бестселлера Дэвида Митчелла. Сложный роман, в котором множество историй из разных эпох замысловато переплетены между собой. Истории о свободе личности, о любви, семье, доверии и таланте. Сегодня я бы хотела рассказать вам, почему этот фильм обязательно нужно посмотреть.

 

Когда вышла «Матрица», мне было, кажется, лет 12: я из тех сумасшедших, которых эта трилогия изменила. Я очень долго верила в теорию, что мы все «подключены», и мир вокруг нас ненастоящий; я читала книги про альтернативные вселенные, засыпала под саундтрек к фильму и ждала остальные части почти с остервенением. Когда в 14 ко мне и моим подругам подходили мальчики с глупыми подкатами вроде «Девушка, вы знаете, что весь мир состоит из мороженого?», я откидывала прядь и рассказывала им про книгу» Воин Матрицы» и про другие миры. Мальчики убегали, подруги обижались, я продолжала читать. Тогда Лана и Энди были братьями Вачовски (Лана Вачовски – урожденный Ларри Вачовски, сменивший пол – примеч. ред.) и были очень далеко, не общались с прессой и не задумывали еще экранизировать книгу Дэвида Митчелла. Через 10 лет после «Матрицы», собрав 100 миллионов долларов, отдав большую часть своих доходов, вместе с Томом Тыквером они смогли представить миру «Облачный атлас».

Так получилось, что сейчас я работаю в компании, которая организовывала встречу зрителей с создателями фильма, приехавшими в Москву в начале ноября. Мне повезло сидеть в первых рядах и, улыбаясь до ушей, сказать Лане: «Hi!» В ответ она так искренне улыбнулась, едва ли не больше, чем я: «Hi! How are you doing?». Моя маленькая мечта осуществилась.  Однако вернемся к фильму…

Еще до выхода на экраны «Атлас» успел собрать массу восторженных отзывов. Так, что, казалось, там получился такой шедевр, после которого остальное кино смотреть уже не стоит. Подобные отзывы, на самом деле, очень портят впечатление от просмотра. Ожидания так высоки, что оправдать их нет никакой возможности. Поэтому я скажу сразу: нет, это не шедевр, нет, это не гениально, но это хорошо, местами даже очень.

 

Во-первых, для фильма длиной почти в 3 часа он очень умело смонтирован. Я специально выключила телефон во время просмотра, чтобы не было соблазна отвлекаться и смотреть на время. За все время желания залезть в facebook или проверить часы так и не появилось. Во-вторых, кроме хороших актерских работ, особенно Тома Хэнкса, Хьюго Уивинга и Бена Уишоу, которого вы могли видеть в новом Бонде, в фильме потрясающая работа гримера. Не торопитесь уходить после фильма, останьтесь на несколько минут, после титров вам покажут, кого на самом деле играли Сьюзан Сарандон, Халли Берри, Хью Грант и другие.

Что касается истории, сразу было понятно, что подобные романы экранизировать почти невозможно. Ожидать стройного повествования, легкого для понимания, но красивого, умного, изобретательного, было глупо даже от таких мощных режиссеров, как Вачовски и Тыквер. Тем более, режиссеры благоразумно разделили эпохи (Вачовски снимали будущее, Тыквер – прошлое), чтобы с одной стороны делать именно то, что каждый умеет лучше всего и еще для того, чтобы просто не мешать друг другу. При их бюджете, при сложности постановки, при всех трудностях, у режиссеров получилось, наверное, максимально хорошо. Только не покидает ощущение, что было бы больше времени, денег, могло бы получиться, правда, великое кино. Но, также, как Суонми (простите, небольшой спойлер), видя, как погибают ее соратники, ее любимый, продолжает говорить страшную правду, которая через поколения  может спасти мир. Так и Вачовски с Тыквером, трезво понимая всю невозможность воплощения своей грандиозной идеи, все равно снимали этот фильм.

А если честно, я плакала во время фильма раза три. И вышла я из кинотеатра настолько опустошённой, насколько и наполненной. Если отбросить всю трезвую критику, если выключить скептицизм и все воспоминания о предыдущих фильмах режиссеров, то «Атлас» становится очень мощным  оружием с равнодушием, злостью, ревностью и сомнениями. Если совсем сойти с ума, и сравнить работу Вачовски и Тыквера с религиозными представлениями о загробной жизни, то все предыдущие картины – это ад, где они разбирались в себе. («Матрицы», «Беги, Лола, Беги, «Парфюмер»). «Атлас» — это чистилище, через которое пройдут только избранные, открывшие свое сердце. Что дальше? Надеюсь, рай. А пока искренне «спасибо», которое я авансом сказала Энди Вачовски, когда он выходил из зала. Я не ошиблась. Надеюсь, и вы не разочаруетесь. Приятного просмотра.

Мария Букреева

Мария Букреева — директор Музея Парка Горького, фотограф, колумнист и специальный корреспондент Woman on Top.

Facebook Twitter Google+ 

Комментарии