Женщины: места и времена

Январь 24, 2013

Женщины: места и времена

Муж и жена. В различных временах и культурах существовали свои семейные обычаи и традиции, многие из которых, несмотря на кажущуюся суровость, охраняли как интересы женщин, так и мужчин…

Наш колумнист, писательница Ольга Шатохина, подготовила обзор самых интересных книжных новинок на эту важную и полемичную тему. Кто знает, может быть, после прочтения этих книг и  у вас изменится мнение насчет суровых нравов некоторых времен и народов?

 

 

Елена Тростникова «Петр и Феврония: сказание о святых супругах и о том, что любовь сильнее смерти»

Современное переложение хорошо известной на Руси старинной «Повести о Петре и Февронии». Причисленные к лику православных святых супруги – муромский князь Петр и княгиня Феврония – исстари почитаются как покровители крепкого брака и незамутненного семейного счастья. А началась их история с того, что муромскую княгиню принялся одолевать «поганый Змей». Единственным героем, способным одолеть зловредную нечисть, оказался младший брат правящего князя – Петр. Но он и сам пострадал, кровь чудовища выжгла на его теле болезненные, незаживающие язвы. Исцелить Петра смогла лишь простая девушка – Феврония, дочь бортника, знавшая тайны врачевания и понимавшая все живые существа. Петр впоследствии унаследовал престол, женился на Февронии. Но муромские бояре оказались недовольны простым происхождением молодой княгини и вынудили супругов покинуть город. Однако ничего хорошего из этого не получилось: в Муроме сразу начались раздоры, и пришлось боярам просить прощения и звать князя с княгиней обратно. Они правили долго и справедливо, умерли в один день, и вопреки их просьбе, были похоронены порознь. Однако произошло чудо — тела почивших снова и снова оказывались в одном гробу…

Франко Кардини «Путеводитель по Средневековью»

Путеводитель по средневековьюОдна из самых интересных и красочных книг, посвященных Истории Средневековья, времени крестовых походов, зарождения многих наук и расцвета рыцарства. Именно тогда начался расцвет искусства и в том числе — книжной миниатюры – появились иллюстрированные рыцарские романы, повествующие о неземной (да и земной тоже) любви благородных сеньоров и не менее аристократичных дам, в творениях менестрелей возник культ Прекрасной Дамы.

Автор реконструирует не только быт самых разных слоев людей того времени, их привычки, занятия, но и позволяет читателю понять их взгляды, психологию.  Отдельный раздел посвящен отношениям в благородном семействе:

«Если жена придерживалась установленным обществом правил, таких как, например, хранить верность мужу, то супруг не имел над ней неограниченно власти. Муж проявлял полную власть над женой только в особенных случаях, таких как отдаленность или отсутствие интереса к женщине со стороны ее рода. Кроме того, жена имела право на имущество мужа: во-первых, потому что на свадебной церемонии она приносила Faderfium, то есть дары, которые отец давал в качестве приданного за дочерью, оставляя за собой право единолично устанавливать их количество. Овдовев, женщина могла вернуться в родную семью, к отцу. Еще более важными были институты Mets и Morgingab. Первый – часть имущества мужа, обещанная жене в день свадьбы; второй – обязательный щедрый дар мужа, которым он засвидетельствовал публично абсолютную законность брака (термин означает «утренние дары», которые муж преподносил жене на рассвете следующего дня после первой брачной ночи, подтверждая тем самым осуществление брачных отношений). Изначально передавался роду жены, но с течением времени таинство брака становилось все более индивидуальным, что и породило традицию делать подношение непосредственно женщине…»

В книге описаны истории маркграфини Матильды Тосканской, легендарной настоятельницы Хильдегарды Бингенской, королевы Элеоноры и других известных дам.

Вопросы хиджабаСреди тем, вызывающих в интернете множество споров, — хиджаб, который относится к числу самых обсуждаемых и комментируемых аспектов ислама. И, конечно, особый интерес представляют мнения исламских философов на эту тему. В книге Мутаххари Муртаза «Вопросы хиджаба», выпущенной под эгидой Фонда исследований исламской культуры (тесно взаимодействующего с Институтом Востоковедения РАН), рассказывается о возникновении этой традиции, а также приводится краткая история хиджаба. Так, по сведениям, «основанным на материале исторических книг, хиджаб существовал в Древнем Иране, среди иудеев и, по всей вероятности, также и в Индии, и правила ношения хиджаба у этих народов были гораздо строже, чем в исламе. Но среди арабов-язычников хиджаба не было, его ношение было введено исламом… Джавахарлал Неру, покойный премьер-министр  Индии, также убежден, что хиджаб заимствован исламом у других народов: римлян и иранцев…». Неслучайно в книге есть отдельная глава – «Хиджаб в Индии».

На самом деле, тема этого научного исследования  – это не только хиджаб, но обсуждение всего стиля жизни исламской женщины. К примеру, «дозволенно ли женщине заниматься  вождением автомобиля? Нам известно, что относительно вопроса о вождении автомобиля специального предписания не существует. Следует выяснить, может ли женщина при вождении автомобиля выполнять другие свои обязанности или нет? При этом если скрывание лица и ладоней обязательно, то в таком случае женщина не может водить автомобиль…».

Каков же ответ на вопрос – может ли женщина заниматься офисной (административной) работой?  А также – преподавать в мужской аудитории и присутствовать на занятиях, которые ведет мужчина? Ответ на эти вопросы – прост и логичен:

«Если мы считаем, что скрывание лица и ладоней необязательно, и мужчина может смотреть на лицо и руки женщины взглядом далёким от сладострастия  и любопытства, то всё перечисленное дозволено. Но в обратном случае – недозволенно.

Одним словом, лицо и ладони являются своего рода границей между заточением женщины и её свободой, а критические замечания противников хиджаба могут быть уместными лишь в том случае, если мы признаём необходимость сокрытия лица и ладоней. Но если сокрытие лица и ладоней считаем необязательным,  то нет никаких оснований придираться к ношению хиджаба, прикрывающего остальные части тела…»

В книге также обсуждаются толкования выражения «не показывают своей красы (мужчинам), кроме своих мужей; роль украшений; пределы добродетельности; «слуги и мужчины,  у которых не вожделения» и многое другое…

Танцующие с богамиАрти Д. Александер «Танцующие с Богами. Индийская энциклопедия»

В большом красочном издании наглядно и доступно рассказывается об искусстве Индии, ее истории, эпосе и традициях. Среди тем: танец и музыка, старинное оружие, боевые искусства и психология красоты, костюмы и украшения, уникальные тексты из старинных трактатов, жизнь наследников великих династий, ювелирные украшения. Около 1500-2500 гг. до н. э.  существовали цивилизации Хараппа и Мохенджо Даро – где мастера были искусны в изготовлении прекрасных украшений, как для женщин, так и для мужчин. Они были знакомы с художественным воображением и виртуозностью исполнения замысла, уже в те времена они являлись хранителями давно существующих традиций. Бусы их работы, литые, золотые и серебряные  украшения, имели множество форм и расцветок. Мелкие фрагменты разных камней – так резали и подгоняли друг к другу, что создавалось впечатление одного целого камня.

«Когда в XVII веке европейцы начали применять первые методы гранения алмазов, они стали постепенно использовать их в ювелирных изделиях. До этого бриллианты не выглядели столь замечательно и казались слишком серыми и скромными, по сравнению с другими цветными, сияющими камнями… Индийские камни стали особенно популярны, когда в Европе появились алмазы с копей Африки и Индии. Перстень с индийским алмазом преподнес во время помолвки Максимилиан Австрийский, в 1477 году. Первой обладательницей обручального кольца с бриллиантом считается дочь французского короля Карла Смелого, Мария Бургундская».

Отдельные главы посвящены ароматическим средствам и эфирным маслам, свойствам и применению, науке любви и психологии общения, а также приводятся полезные советы и рекомендации, рассказывается о загадках Индии. Так известный многим по роману А. Дюма аббат Фариа родился в 1756 г. в Индии в Гоа…

«Гусариум. Антология» (сост. А. Волков)

ГусариумАвторы сборника — и мэтры, среди которых Далия Трускиновская, Александр Гриценко, Николай Калиниченко, Андрей Щербак-Жуков, и пока еще не столь известные, но уже достойные внимания писатели, — с разных точек зрения обыгрывают тему Отечественной войны 1812 года. Одним из главных оказывается мотив доблести и чести. Ведь всего два века назад в Российской империи еще водились благородные храбрецы-гусары. Один из таких, не раздумывая, вступается за неизвестную девушку, которую власти заподозрили в шпионаже:

«…— В холодную? — уточнил полицмейстер.

— Да вы что? — Раковский был без перчаток, и чувствовалось, к лучшему. Иначе одна из них летела бы вызовом. — Даму?

Рука его уже рыскала у бедра в поисках отстегнутой сабли. Полицмейстер невольно попятился.

— Не даму, а возможную государственную преступницу, — как можно мягче вымолвил Каверин. — Нельзя же ее оставлять на свободе на время следствия! Вернее, их, — сознательно напомнил он о спутнике девушки.

— Насчет мужчины — согласен, — отмахнулся гусар. — Однако даме следует создать приличные условия…

Спорить было бессмысленно. Каверин знал племянника и чувствовал: сейчас тот не отступит. Даже если на самом деле придется сражаться за девушку против всего мира».

Девушка вовсе не шпионка – она просто родилась лет на двести позже. Ехали наши современники, молодой человек и девушка, на машине, которая внезапно заглохла, а поход за помощью в маячившую на горизонте деревеньку обернулся провалом на два века. И вот героиня постепенно осознает, что в Прошлом мужчины «подвинуты на своих обязанностях и воевать считают за честь… Но что-то есть в представителях сильной половины привлекательное. То, что утратили их потомки».

Ольга Шатохина

Ольга Шатохина

Физик по образованию и лирик по призванию. Известный литературный обозреватель, автор романов, художник.

Комментарии