Ада Быковская: «Цель должна вас увлекать!»

Апрель 22, 2013

Ада Быковская: «Цель должна вас увлекать!»

Ада Быковская – маркетолог и занимается интернет-проектами  в крупной международной организации, а по совместительству – мастер по войлоку и автор блога «Работа как удовольствие», который входит в сотню самых популярных блогов в «Живом журнале». Сам по себе этот  блог – кладезь ценной практической информации для тех, кто хочет зарабатывать на жизнь любимым делом. Там затрагиваются темы, которые часто остаются «за кадром», но которые так важны для фрилансеров и начинающих предпринимателей:  продвижение себя и своего дела; страхи и надежды; тайм-менеджмент и отдых; амбиции и самооценка, а также многое-многое другое.

В конце апреля в издательстве «Альпина паблишер» выходит книга Ады Быковской «Бизнес своими руками: как превратить хобби в источник дохода». Чтобы написать ее, Ада опросила более ста человек из разных городов и стран, которые поделились с ней историями о том, как решили начать свое дело, рассказали об успехах и трудностях, об ошибках, решениях и достижениях, о своем опыте в рекламе и продажах в Интернете.

Woman on Top просто не мог обойти стороной такую интересную книжную новинку и упустить возможность пообщаться с ее автором. Несмотря на то, что изначально мы планировали говорить с Адой лишь о самой книге , разговор получился гораздо более разносторонним и почти философским.

- Ада, почему вас заинтересовала эта тема — маркетинг для людей, работающих на себя?

за работой-  Наверное, началось все с моей первой выставки-продажи в качестве мастера по войлоку – это была выставка мишек Тедди на Тишинке, куда я, в общем-то, не должна была попасть, потому что на тот момент только начала заниматься мягкими игрушками. Несколько дней я ходила с круглыми глазами, потому что это было совершенно другой мир. Но, присмотревшись, я поняла, что не так уж сильно он отличается мира, хорошо знакомого мне. Люди, принимавшие участие в выставке, казалось, вообще были не в  курсе, что в природе существует такая вещь, как маркетинг. Что у них должны быть визитки, что стоит делать клиентам скидки, специальные предложения, создавать клиентскую базу. Неудивительно, что у многих из них продажи шли не лучшим образом. Похожие проблемы стояли и перед другими моими знакомыми – психологами и тренерами, которым также остро не хватало знаний по маркетингу. Именно тогда  мне пришла в голову мысль посвятить несколько материалов своего блога, где до этого я писала о валянии войлока, основам маркетинга. А потом и на моей основной работе возник интерес к социальным сетям, и я решила поэкспериментировать: попробовать вести  блог, используя западные методы, чтобы понять, насколько эффективны они будут в Рунете.

- Судя по успеху вашего блога, это сработало – ведь уже через десять месяцев он попал в сотню самых популярных блогов в ЖЖ.  Учитывая, что вы никогда не стремились на нем заработать,  это как раз пример того, когда работа — удовольствие в чистом виде?

- Поначалу хоть это и было большим удовольствием, чудо-работой, моя социальная жизнь свелась к нулю. В первое время, на этапе раскрутки, вести блог было гораздо сложнее, чем сейчас. Нужно было не только искать темы для материалов, писать и редактировать статьи, но и исследовать целевую аудиторию, читать отзывы и френд-ленту, строго придерживаться графика публикаций. Когда я получила предложение написать на основе блога книгу, то подумала: отличная идея! почему бы и нет? Ведь популярность блога доказывала востребованность этой темы, плюс значительная часть материала уже была готова.

-  Книга адресована в основном тем, кто занимается хендмейдом?

- Не только. В книге есть  примеры про хендмейд, но она будет полезна всем людям, которые занимаются частной практикой. Например, врачу-косметологу, массажисту, хореографу, ведущему тренингов. Я рассказываю о том, как превратить хобби в источник дохода, при этом он может быть как побочный, так и вообще нематериальный. Например, я с помощью своего блога наработала себе репутацию, и это способствует моему карьерному росту в моей организации. Имея популярный, раскрученный блог, я могу высказывать компетентное мнение по некоторым вопросам.

книга- Но чтобы дорасти до этого, нужно пройти довольно длинный путь. С чего нужно начинать, если хочешь работать на себя? Как не наделать ошибок?

-  В первой же главе я говорю, что главное —  поставить четкие цели. Нужно понять, чего именно вы хотите: широко развернуть бизнес — например, открыть маленькие магазинчики в каждом крупном торговом центре или, может быть, арендовать корнер в известном бутике? Или вы не нуждаетесь в деньгах, и ваша цель – просто «заработать себе на помаду», но при этом получать огромное удовольствие от своей деятельности и не чувствовать себя оторванной от мира? Даже если вам просто нравится делать что-то свое, и вы хотите, чтобы это окупалось, то именно правильная постановка целей поможет вам получить желаемое. Допустим, мой выбор в пользу блога, а не сайта, определен именно этим. Имея большой опыт ведения интернет-проектов, я прекрасно понимала, что количество работы, которое потребует качественный сайт, совершенно не соответствует моим целям. Если я потрачу на это столько сил, я хочу иметь такую же отдачу – чтобы окупить свое время. А уже означало превращение хобби в бизнес, что в мои цели на тот момент не входило.   

- А нужно ли изначально ставить себе очень высокую планку, чтобы добиться большего, или лучше иметь реалистичные цели?

-  Полагаясь на свой жизненный опыт, я считаю, что главное — идти вслед за тем, что вам интересно. Придумывать себе красивую амбициозную цель, некий образ, чтобы в него вписаться – это тупиковый путь. Цель должна исходить изнутри, из вашего интереса. Она должна вас увлекать, вести, а не пугать.  

-  Ада, а что мотивировало и мотивирует лично вас?

- Изначально меня мотивировал папа. Причем, с раннего детства. Как-то само собой подразумевалось, что я должна стать успешным человеком, сделать хорошую карьеру. Было очень обидно, когда я приносила домой 3 пятерки в конце недели, а папа морщил нос и спрашивал:  «Почему так мало? Надо было руку тянуть!» Потом я училась на факультете международных отношений, где господствует установка, что в жизни важен карьерный рост, что просто необходимо многого добиться. Когда в 25 лет я достигла всех своих целей, в том числе — успев выйти замуж, я столкнулась с неожиданной проблемой: после медового месяца у меня началась депрессия. Я спрашивала себя: «А дальше-то что?». И, наверное, только уже после 30-ти лет поняла, что удовольствие от достижения целей, спровоцированных внешней мотивацией, очень условно.

Ада Быковская интервью

Сейчас я нахожусь на том жизненном этапе, когда считаю, что лучшая цель — отсутствие цели. Я просто живу от интереса к интересу. Например, сегодня мне интересно читать детективы, завтра может захотеться рисовать или путешествовать. Может быть, через месяц мне все это разонравится и появится что-то новое. Но то, что называется внутренним удовлетворением, даже счастьем, достигается именно так.

- Вы говорите о том, как превратить свое хобби в источник дохода или даже в настоящий бизнес. Но почему вы сами не пошли по этому пути?

- Я задумывалась над тем, не оставить ли мне свою работу, став частным консультантом по маркетингу — в блоге у меня было несколько статей на эту тему. Я решила протестировать эти желания и попыталась ответить на вопросы:  правильно ли я вижу эту будущую работу, действительно ли мне она понравится? Какое-то время я консультировала людей по бартеру, или просто хороших друзей, с которых не брала деньги, нарабатывала опыт по принципу «услуга за услугу». И поняла, что моя нынешняя работа мне нравится больше. У меня специальность «Международные экономические отношения», я защитила диссертацию на эту тему,  она доставляет мне огромное удовольствие. И в итоге, поразмыслив над тем, хочу ли я консультировать в частном порядке, или же мне лучше остаться на своей работе, я выбрала работу.

- Многие сегодня уходят из офисов и многие же возвращаются обратно. Как вы думаете, почему? Кому в принципе не стоит уходить во фриланс?

- Недавно я читала одно исследование, где говорилось о том, что для того, чтобы быть столь же счастливым, работая по найму, как при работе на себя, вы должны получать в 2,5 раза больше. То есть, наличие начальства, указаний, которые спускаются сверху и других офисных нюансов, уменьшают степень удовлетворенности работой в 2,5 раза.

творчество

Однако никто не отменял риск, который вы берете на себя, уходя на «вольные хлеба». Нужно понимать, что вы становитесь очень уязвимыми: вы можете не набрать клиентов, ваши доходы по  началу упадут, вам придется много работать, чтобы вести привычный образ жизни, особенно если у вас нет «подушки безопасности» в виде богатого мужа, наследства или заработанных ранее денег.  Очень много сил и средств нужно вкладывать в маркетинг, наработку репутации, дальнейшее обучение, продвижение товаров или услуг, в исследования рынка. Все это ни в коем случае не проще, чем работа в офисе. И прежде чем решаться на такие перемены, нужно себя спросить, действительно ли вам больше нравится этим заниматься. Потому что степень удовлетворенности может быть выше, но и степень опасности тоже. Кроме того, нужно помнить, что если вы сделаете  хобби своей работой, вы потеряете хобби.

 Мне действительно нравится работа, которой я занимаюсь с 8 до 5-ти. Возможности, которые дает международная организация, гораздо шире тех, которые я имею как Ада Быковская. Поэтому для человека, который просто хочет меньше работать или иметь свободный график, и при этом считает, что в офисе его сильно загружают, начинать работать на себя – не лучший вариант.  Но если больше всего на свете вам хочется выделить себя как человека, который, скажем, делает красивые бусы или организовывает свадьбы, или фотографирует, и вы не можете это делать на основной работе, тогда почему бы не попробовать?

рукоделие-  Решиться на подобное гораздо проще, если у тебя бизнес-образование или определенный склад ума. А как быть в такой ситуации творческим людям? На что им нужно обращать внимание?

- На организованность. Установление личных границ. Кроме того, нужно объективно оценивать себя и свои силы. Например, недавно был случай, когда один творческий человек, достаточно известный, обратился через ЖЖ с просьбой собрать ему денег, потому что организовывал мероприятие и попал в долги: кредиторы атакуют, а у него начались проблемы с сердцем. Человек 4 года организовывал мероприятия, все они проваливались, все оказывались убыточными. И вместо того, чтобы задуматься «а, может, я не умею этого делать?», он организовывал все более крупные мероприятия из расчета, что на них придет больше людей. Ну как так можно?

Прежде чем что-то начинать, вкладывать туда силы и деньги, нужно учесть возможные риски, понять, отобьются ли ваши вложения. Например, вы сдаете свои изделия в магазин: а продадутся ли они там, где он находятся?  Или вы закупаете бусины, из которых будете что-то мастерить: может быть, их лучше купить в другом месте, где они дешевле?

Если, рассчитывая стоимость готового продукта, вы заложили туда только расходы на материалы, это ошибка. Ведь туда должна входить и оплата вашего времени, отпуска, «больничных». Нужно также закладывать и то время, которое вы потратили на  фотографирование, и те 25$ в год, которые вы платите за блог. Это и многое другое должно входить в себестоимость изделия. Если, скажем, бусины стоили 400р., а вы продали изделие за 450р. — это  убыток.

- Но не так-то просто признавать свои ошибки…  Ведь это может больно ранить и полностью отбить охоту продолжать начатое?

-   Проблема многих творческих людей – завышенные амбиции, в чем не так-то просто себе признаться. Возможно, в таких случаях имеет смысл поработать с психологом, чтобы понять, как сформировать здоровую самооценку.  Я прошла через все это и поняла, что большая ошибка определять себя через то, что ты делаешь. Когда я считала себя мастером по войлоку, меня страшно задевали высказывания людей, которым войлок не нравится, которые считают его грубым некрасивым материалом. Понятно, что они, скорее всего, не видели качественного войлока. Но меня это ранило, будто они принизили лично меня. Я же мастер по войлоку!

в монастыре в Южной Корее

Потом в какой-то момент я себя определяла как потенциального консультанта по маркетингу. У меня была целевая аудитория, преимущественно женская, занимающаяся частной практикой. И меня тут же стали задевать люди, которые свысока относятся к женскому бизнесу…

От подобного отождествления нужно отходить. Я — это я. Я не мастер по войлоку, войлок — это то, чем я занимаюсь. Это то, что меня интересует. Как только отделяешь от себя эту творческую составляющую, то проще посмотреть на нее критически. Даже если она вдруг развалится на мелкие кусочки, ты все равно остаешься цельным человеком.

-  Но успешным ли? Как вы считаете, что такое успех?

автор Евгения Захарова- Ощущение внутренней реализации, того, что я делаю именно то, что мне хочется, что я себя не сдерживаю неоправданными страхами, не ставлю себе нижних границ, я себя слушаю. Если я живу из внутренней радости, для меня это успех.

- А как же его внешние атрибуты? Деньги, признание, машина, квартира?

- К счастью для меня,  в моем случае они входят во внутренние компоненты успеха. Момент внешнего комфорта, эстетичная обстановка, модная одежда и т.п., для меня очень важен. Я не вижу в этом противоречия.

- Но что, если человек соответствует тем внутренним критериям успеха, про которые вы говорили, но при этом, например, имеет совсем скромный доход? Он успешен?

- Если он искренне считает, что ему это не нужно, конечно. Если при этом он страшно доволен тем, что он делает, и счастлив этим.  Просто себе бы я вот этого варианта успеха не хотела. Но я так же не хотела бы себе скандальной славы, как у Темы Лебедева или Лены Миро, или бытия «рублёвской женой», или политической власти. А ведь для многих это вполне себе показатели успешности. 

Беседовала Елена Ефремова

Фото: Евгения  Захарова и  из личного

архива Ады Быковской

woman on top

 

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии