Сердце и разум

Ноябрь 5, 2013

Сердце и разум

 Можно ли разделить историю на всеобщую и частную? Или отделить от событий человеческие чувства? Ведь именно люди творят историю. Об этом и многом другом — в новом book-revue Ольги Шатохиной.  

Империум. Антология. Составители: Глеб Гусаков, Сергей Чекмаев.

Авторы: Олег Дивов, Роман Злотников, Дмитрий Федотов, Далия Трускиновская, Виктор Точинов, Алекс Громов, Ольга Шатохина и другие.

В этих произведениях обыгрываются другие варианты развития тех или иных событий, связанных с существованием Российской империи – причем как в прошлом, так и в Будущем. Среди действующих лиц: реально исторические персонажи, решившие переустроить свою и российскую жизнь по-новому, и выдуманные, добавившие щепотку нужного колорита и непредсказуемости.

Но в истории человечества обычно бывает так, что именно любовь (а порой – и внезапно вспыхнувшая страсть) соединяет Её и Его, чьи мировоззрения, так различны. Да часто и по происхождению их разделяет пропасть. Так, в рассказе Евгения Гаркушева «Злые вихри» помимо здравствующей Российской империи и активистов-ленинцев, борющихся против нее, есть и всепобеждающая любовь. Он – Григорий Фадеев, майор жандармерии, отправленный со специальной тайной миссией в дальний провинциальный городок Гуково. Она – Лиза Барсукова, молодая девушка, местная пикетчица, член большевистской организации, выступающей против жандармского произвола и царя…

ИМПЕРИУМДругой вариант, еще более «проблемный», показан в рассказе «Terra Imperium. Фискалы природы», — оказывается, у великого князя Георгия была эльфийская нареченная, вместе с которой он и исчез во время знаменитого железнодорожного крушения в Борках.

Впрочем, женщины и без мужчин готовы постоять за Родину – так одна из героинь повести «Terra Imperium. Пласты времени», Наталья Касицина, во время вражеского нашествия на Москву и ее бомбежки цеппелинами, лично организовывала народные дружины, которые занимались тушением ночных пожаров и задержанием подозрительных личностей. Другая героиня той же повести, графиня Наталия Новак, в то время проводившая время в лучших аристократических домах Праги, Мадрида и Парижа, рискуя жизнью, сообщала бесценные сведения в Приказ тайных дел, разоблачая планы отечественных и иностранных злодеев.

Но женщины отличились не только на полях сражений и во время тайных операций, но и в помощи попавшим в беду мужчинам. Юлиана Лебединская в своем «Диве озера чудесного» рассказывает о том, как светлейший князь Потемкин-Таврический, отравленный недругом и уже не чаявший выжить, был спасен простой знахаркой Федоркой, которая давала ему целебные настои. Да и вообще без женщин и рассказов о них антология была бы менее интригующей…

Карина Сарсенова. Песня сердца

Поэтический сборник, позволяющий прикоснуться ко всему богатству чувств и калейдоскопу страстей, которые кипят в сердце современной женщины, одновременно сильной и нежной. Истинная любовь, как и во все времена, остается центром жизни, опорой существования и источником неземного сияния, озаряющего человеческое бытие:

песня сердцаЛюбовь твоя – как радуга над небом!

Под ней – предтечи звездной высоты.

И солнечным благословенным светом

Возносятся ступени и мосты.

Более того, даже воспоминание о любви или надежда на встречу с ней способна скрасить самые безрадостные моменты, защитить от тоски и отчаяния:

Гаснут дни, ночные тают дали,

Отцветая, вянет красота,

Но ведет сквозь холод и печали

О любви высокая мечта.

В поэтических строках воссоздается бесконечная драма всей человеческой истории, которая разыгрывается не столько в грандиозных битвах, сколько в притяжении и противостоянии двух личностей – Ее и Его.

В предчувствии твоей любви,

В души всхожденье безмятежном,

Все грезы отпущу свои

Я в света океан безбрежный.

А самое безысходное, что есть на свете, — это существование без цели и смысла, даже если оно щедро подслащено удовольствиями. Путь из безвременья и замкнутого круга пустой жизни к свету и теплу может оказаться долгим, но тем, кто решится его пройти, эта книга может послужить прекрасным и изысканным путеводителем.

её яРеза Амир-Хани. Её я

Этой книгой московское издательство «Садра» открывает серию «Иранский бестселлер». В нее будут включены произведения мастеров прозы, многие из которых уже были переведены на разные языки и стали популярными в Европе. В центре романа – рассказ о семи десятилетиях жизни простой иранской семьи, затронувшей их войне и ломке прежних патриархальных условий жизни. Главный герой на первых страницах книги – еще подросток, потом – юноша, затем – мужчина и человек, у которого вся жизнь позади. Но что у него осталось от той самой жизни? Память о любви к девушке по имени Махтаб, что по-персидски значит «лунный свет». Спустя годы он помнит о том, как однажды они сидели вдвоем: «Теперь я мог смотреть ей прямо в глаза. Раньше ни один из нас этого не выдерживал, и когда кто-то смотрел другому в глаза, тот их опускал. А теперь мы смотрели прямо друг на друга, она на меня своими глазами медового цвета. Пробила мне сердце и словно лила в него раскаленный металл. И я слышал, как мое сердце шипит и потрескивает от жара. И вот мы смотрели друг другу в глаза, и она приблизилась ко мне. Лицо ее приблизилось к моему. Кажется, она ожидала, что я тоже приближусь и тогда… Но я отодвинулся. Она приблизилась…». Но это была растянувшаяся на долгие годы его жизни любовь-воспоминание – ведь она погибла молодой, давным-давно, во время войны, став жертвой обстрела. И теперь она живет только в его воспоминаниях.

Ольга Покровская. Булочник и Весна

Когда-то давным-давно прадед Константина, главного героя этого проникновенного романа, ради любви отказался от булочникпопыток сделать музыкальную карьеру. На память о тех временах правнуку осталась только старинная фотография: «…лирический, юный мой предок сидит на лавочке перед домом. На коленях, как кошку, приласкал  свою мандолину. Приглядишься, и становится ясно: человек безмятежен, время не торопит его, а встало у лавочки и ждет терпеливо, пока он налюбуется на красоту земли. И как будто сама деревня с чудным названьем Старая Весна прильнула к его плечу, склоняясь берёзой к завалинке».

А еще прадед был знаменит своим умением даже «из горсти мучного сора» выпекать изумительный хлеб. Костя унаследовал и талант хлебопека, и любовь к музыке, но когда понял, что музыканта из него не выйдет, — сосредоточился на пекарском ремесле, возведя его в ранг высокого искусства. Благодаря этому он и встретил свою любовь: «Когда я в первый раз увидел её в булочной, мне показалось: это моя душа вышла из груди и встала передо мной, чтобы я мог разглядеть её хорошенько». Поначалу они грезили счастливым будущим, но уже тогда можно было разглядеть тень неладного: Костя чуть не поссорился с лучшим другом-музыкантом, настоятельно советовавшим его жене всерьез учиться пению и выходить к публике. А после он так увлекся зарабатыванием денег, убеждая себя, мол, всё ради семьи, что не заметил, как любовь начала рушиться. Спохватившись, Константин пытается все исправить, начать жизнь заново в той самой деревеньке Старая Весна. Но даже модный дауншифтинг не поможет сделать никого счастливым, пока в отношениях нет чуткости и душевного тепла.

Татьяна Романова. Моя княгиня. Звезда Парижа. Мятежная герцогиня

Эти книги входят в цикл «Зеркало судьбы», посвященный захватывающим жизненным историям русских женщин в эпоху Александра I. Роман «Моя княгиня» начинается с того, что друг детства императора и крестник его великой бабушки Моя_княгиня (2)Екатерины II князь Алексей Черкасский получает от государя распоряжение вступить в брак с наследницей графского рода Бельских, которую никогда не видел. Сама молодая графиня за короткое время в результате череды трагических случайностей, которые кому-то могут показаться и подозрительными, потеряла почти всех близких, и теперь ее отец, по чьей просьбе император и назначил наследнице жениха, чувствуя приближение смертного часа, упрашивает дочь согласиться на этот брак, чтобы не остаться в жестоком мире без всякой защиты. «Девушка шла, наклонив голову и глядя на носки своих черных шелковых туфелек, выглядывающих из-под подола траурного платья. Выйдя на середину комнаты, она остановилась, собралась с духом и подняла на Алексея огромные светлые глаза в пушистых черных ресницах. Алексей оторопел: перед ним стояла незнакомка, так заинтриговавшая его…». Алексей и Катя могли бы сразу обрести счастье, но их разлучают интриги и начавшаяся война. Княгиня уезжает в Лондон, а там неожиданно обнаруживает в себе талант деловой женщины, решив организовать мастерскую по пошиву модных платьев.

Но разлука с мужем сменяется еще большей бедой: приходит весть о гибели князя Алексея в Бородинском сражении. Катя едва не умирает от горя, но находит силы жить хотя бы ради новорожденного сына. А в это время в России младшие сестры Алексея попадают во власть жестокого и порочного родственника. Княжна Елена,  главная героиня романа «Звезда Парижа», отправляется в долгий и опасный путь по охваченной войной России, чтобы добраться до императорского двора и попросить у Александра I защиты себе и близким. Это странствие приносит ей встречу с будущим мужем, но чтобы быть вместе, им придется пережить немалые испытания. Множество опасностей предстоит преодолеть и остальным сестрам, прежде всего красавице Долли, о которой повествует роман «Мятежная герцогиня». Она готова была вполне по-мужски заколоть злодея-опекуна на поединке. Счастливое известие, что старший брат был только ранен и остался жив, избавляет княжон от негодяя. Но после войны Долли начинает преследовать охотник за приданым, оказавшийся вдобавок опасным преступником. Однако природное чутье младшей княжны Лизы и храбрость самой Долли разрушают его замыслы. И, конечно, отважная девушка встретит свою истинную любовь…

вассабиМаргарита Вассаби. Сверху донизу.

В эту небольшую, но изящно оформленную книгу включены поэтические произведения, сочетающие в себе черты и приметы самых разных жанров, от философской притчи до плутовского романа. Открывает сборник пьеса в стихах «Сверху донизу», в которой виртуозно соединены черты современности и заставляющей вспомнить о легендарном докторе Фаусте истории искушения. Демоны нашептывают актеру и актрисе, которые преданы не только высокому искусству, но и друг другу, что другая половина этого лирического союза недостойна столь сильного чувства, что новые встречи и великие удачи ждут буквально за ближайшим углом. Героиня решительно отвергает козни темных сил: «Кто может хладнокровно рассуждать, \ Наметив свой предмет для обожанья, \ Тому не суждено, увы, понять, \ Ту радость и гармонию слиянья, \ Которую любовь нам может дать…». И тщетными оказываются рассуждения врагов рода человеческого, так похожие на заповеди общества потребления: «Живёшь ты в мире нереальном,  Патетика не сходит с уст, \ Несешь свой крест, как шар хрустальный, — \ Любви вселенской тяжкий груз…».

А вот герой поначалу проявил слабость —  зачатки зависти, пробужденные словами искусителя, расцвели пышным цветом, полностью затмив его разум и наполнив душу темными страстями. Но всё же и он находит в себе силы отринуть низменные побуждения, возродившись к просветленной жизни.

Алекс Громов. Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала

Документальная книга-исследование посвящена личности, которая никого не оставляет равнодушным. Ведь никто из отечественных военачальников не вызывал столько споров, как маршал Георгий Жуков. Он являл собой самое яркое воплощение образа истинного полководца, выделяясь даже среди обширной плеяды своих современников, талантливых и беспощадных советских военачальников. Он был плоть от плоти народа – крестьянский парнишка, бедный подмастерье, жуков облрядовой боец Первой Мировой… Но в масштабе мировой истории оказалось, что это был наяву тот самый легендарный, из сказок и героических преданий, рядовой, который с первого дня носил в своем вещмешке маршальский жезл.

Он прожил яркую и драматичную жизнь, полную противоречий. Требовал от командиров беречь людей – и стал известен как тот, кто солдат не жалел. Одолел лучшую армию Европы, германский вермахт, — и потерпел поражение на полях аппаратных интриг. Любил женщин – и пробуждал у них неимоверные муки ревности.

В издании описаны не только выигранные Жуковым сражения, но и его сложная личная жизнь. Например, встреча с первой женой во время Гражданской войны: «Они остановились переночевать в доме священника и сидели за ужином, когда Георгий внезапно напрягся и прошептал: «За печкой кто-то прячется»… Оказалось, что за печкой пряталась хорошенькая девушка, которая испуганно объяснила, что она, мол, поповна…». Дочь маршала Эра Георгиевна приводила более драматическую, но одновременно и более романтическую версию знакомства родителей: по ее словам, Георгий защитил Александру, к которой приставали несколько красноармейцев.

А потом, уже в мирное время «в жизни Жукова проявились с новой силой и личные противоречивые обстоятельства. В Минске жила Мария Волохова, в которую он влюбился несколько лет назад, находясь в госпитале после ранения. Тогда судьба разбросала их, а теперь столкнула вновь». Когда все участники любовного треугольника встретились, то страсти разгорелись нешуточные. Потомки обеих любимых женщин будущего маршала впоследствии рассказывали взаимоисключающие версии тогдашних событий.

Была в жизни маршала и последняя любовь – к врачу Галине Александровне. По рассказам близких, они были «чудесной парой, их взаимная любовь вызывала то удивительное явление, когда люди как бы начинают светиться внутренним светом».

OZON.ru

Ольга Шатохина

Ольга Шатохина

Физик по образованию и лирик по призванию. Известный литературный обозреватель, автор романов, художник.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии