Оксана Косаченко: «Я умею настоять на своем!»

Декабрь 9, 2013

Оксана Косаченко: «Я умею настоять на своем!»

Оксана Косаченко – культовая фигура российского автоспорта. Именно ей мы обязаны тем, что в «Королевских гонках» появился российский пилот – Виталий Петров. Но Оксана – не только талантливый менеджер, с трибун наблюдающий за тем, что происходит на трассе: она сама неоднократно сидела за рулем гоночной машины.

Каково это – жить на повышенных скоростях, — Оксана Косаченко знает не понаслышке. Она является финансовым советником команды Caterham F1 Team , дистанционно управляет своим автоспортивным агентством «Манускрипт», комментирует соревнования на канале Eurosport и каким-то чудесным образом успевает придумывать и реализовывать новые, очень масштабные проекты. «Поймать» такую женщину, пусть даже всего на несколько минут, – большая удача. Однако нам все-таки удалось это сделать…

- Оксана, у вас такая яркая и обширная биография: вы добились успеха в бизнесе, журналистике, на трассе… Какая из этих сфер вам ближе всего? 

 - Наверное, мой ответ вас удивит, но я до сих пор в поиске. Я не могу сказать, что уже нашла себя. Все время присутствует ощущение, что я еще не реализовала что-то важное. Постоянно грызу себя, что недорабатываю. Думаю, что это нормальная ситуация в среднем возрасте, когда человек находится на перепутье. Понятно, что я вряд ли стану спортсменом. А вот что касается филологического направления в моей работе или менеджерского, то здесь простор для творчества огромен. С одной стороны, сейчас я увлечена заxватывающими коммерческими проектами, а с другой – написанием книги.

- Книги?

Косаченко- Да, но это не совсем обычная книга. Получилось так, что одна книга «выросла» из другой книги – изначально я хотела выпустить сборник новелл, посвященный знаменитым женщинам, работающим в автоспорте.  Я нашла 13 разных героинь – начиная от гонщиц 50-х, заканчивая женщинами, руководителями команд, и встретилась с ними, пообщалась, обросла материалом. Но постепенно, работая над этими новеллами, я поняла, что тема, которой я хочу коснуться, гораздо масштабнее. Меня заинтересовало то, какое место занимают женщины в мире автогонок, какую роль играют. И как сделать, чтобы они чувствовали себя в нем комфортно. Но не буду раскрывать все карты… Скажу лишь, что эта книга постепенно превращается в целый проект, в котором объединены сразу несколько направлений. Мне это очень нравится — это что-то новое, то, что я развиваю в соответствии со своими интересами. Потому-то я и говорю, что нахожусь в поиске. Может быть, даже правильнее сказать, что я двигаюсь вперед по какому-то своему пути, но не готова пока останавливаться. Да и повторять то, что уже было сделано, даже если и успешно, не интересно.

- А если все же оглянуться назад, то какой из отрезков этого пути вы считаете самым успешным?

- Надеюсь, и успеx тоже еще впереди. Наверное, такие надежды свойственны любому человеку. Когда ты идешь к какой-то цели и достигаешь ее, на некоторое время приходит удовлетворение, но впереди уже маячит какая-то новая вершина, которой даже не было видно, пока не подобрался ближе. На определенном этапе мне были важны одни цели, сейчас — другие. В какой-то период я считала своей главной заслугой, что смогла заново открыть Формулу 1 для российских болельщиков, заразить их верой, что наши соотечественники тоже могут побеждать в этом соревновании. Смогла вырастить из неопытного мальчика пилота с мировым именем. При этом я помню момент, когда мы заключали с ним договор – мне казалось, что вот сейчас-то и начнется настоящая жизнь. Но появились другие цели и задачи… Вообще мне сложно назвать себя очень успешным человеком. Или, по крайней мере, удачливым. Потому что все достижения мне даются довольно тяжело.  Я не видела в своей жизни ни одного блюдечка с голубой каемочкой.

- Как вы управляете своим временем?

-  Мне сложно сконцентрироваться на чем-то одном в течение длительного времени. У меня очень много разнообразных задач, поэтому я стараюсь четко следовать таймингу. Для меня важно все регламентировать по времени, по приоритетности. Мой рабочий день сильно раздвинут во временных рамках. Например, у меня есть партнеры, которые живут в Китае и Малайзии, а есть партнер, который звонит в 3 часа ночи из Нью-Йорка. И это время, когда в одной стране уже все легли, а в другой – еще не встали, я могу посвятить, скажем, написанию книги.

Оксана с В.Петровым (7) (640x426)

- Но это тоже работа. А как насчет свободного времени?

- Иногда сплю (смеется). Правда, мало. Мне достаточно 4-5 часов. Но порой происходят сбои. Например, я как-то прилетела из Бразилии в понедельник, а проснулась в среду. Всё это время я проспала.

- Подведем итог. Вы мало спите, почти не болеете, всё время работаете. При этом вы удивительно энергичный человек. Как вам это удается?

-  Возможно, — это гены. А возможно, тот факт, что я очень люблю одиночество, и в нем черпаю силы и энергию. Мне важно иметь личное пространство. Я полностью самодостаточна, я не знаю, что такое скука. Меня физически раздражает, когда кто-то долго находится рядом. Даже один человек, который тиxо сидит где-то неподалеку, забирает у меня энергию. Это легко объяснить: по своей работе я постоянно вращаюсь среди тысяч, даже десятков тысяч человек, плюс сотни тысяч зрителей на трибунаx. Постоянный круговорот около 200 дней в году. Так что вне работы xочется тишины. И одиночества.

Оксана Косаченко1

- А работа доставляет вам удовольствие?

- Я счастливый человек — я занимаюсь любимым делом. Я достигла такого уровня, что я сама себе придумываю это дело, и воплощаю его в жизнь. Из-под палки ничего не делаю. Я не могу работать по найму, просиживая в офисе с 8 утра до 6 вечера, это не мое.

- Для многих людей очень сложно совместить понятия «любимое дело» и «финансовая успешность». Как это удалось вам?

 - Наверное, многое зависит от персональных аппетитов. Я никогда не хотела зарабатывать миллионы. У меня достаточно скромные потребности. При этом, мне кажется, что для женщины очень важно получать удовольствие от того, чем она занимается. Если вы за что-то взялись, постарайтесь максимально насладиться процессом. Но если вы понимаете, что то, чем вы занимаетесь, не приносит вам радости, не нужно себя обманывать. Постарайтесь переключиться на что-то другое.

Безусловно, для женщины очень важна личная независимость. Она начинается с правильного образования. Я считаю, что нельзя заниматься бизнесом без базовых знаний. Даже если в твоей жизни появился «принц на белом коне», засыпал твой дом розами и зовет на ПМЖ на Мальдивы, не нужно бросать собственное образование. Нужно постоянно развиваться, много читать. Если замыкаться исключительно на том, что у тебя есть  муж и он обеспечит тебя всем необходимым, ничего  хорошего из этого не выйдет. Прежде всего, я говорю о личностном росте. А уж заботу о финансовом благосостоянии можно делегировать мужу.

Оксана работа (1) (640x427)

- Вы по образованию филолог. Какой была ваша первая работа?

- Преподавательской. Когда я училась на 5 курсе, я начала работать преподавателем. Через 3 месяца после окончания МГУ меня пригласили работать в Комитет молодежных организаций, где я занималась международными детскими организациями. А в журналистику, причем сразу спортивную, я пришла в 98-м году. Очень смешно получилось. Мы встретились в салоне красоты с прекрасным режиссером, умнейшим человеком — Иваном Дыховичным, который был генеральным продюсером телеканала «Россия». Именно он меня пригласил в комментаторы Формулы 1, о которой тогда у нас мало что было известно.

- А когда вы сели за руль гоночной машины?

- Когда я стала журналистом, освещавшим гонки Формулы 1, то поняла, что мне нужно больше узнать об этом. И подсела…

- Помните свои первые впечатления?

- Могу сказать, что никакого страха я не испытывала. Страшнее было научиться водить обычную машину. В гонке в голове что-то включается: думаешь о том, как нужно себя вести, работают какие-то другие механизмы – но только не страх. Перед стартом переживаешь определенный мандраж, но как только загорается зеленый светофор, ты полностью сконцентрирован на процессе.

Оксана Косаченко (640x427)

- Гоночный опыт как-то повлиял на ваш повседневный стиль вождения?

- Да, я стала ездить гораздо медленнее. Весь адреналин выбрасывается на трассе, а на обычной дороге не хочется никому не мешать. К сожалению, уровень образования водителей в России очень низкий, никто не знает, как устроены машины, что с ними может произойти. А ведь когда понимаешь, что происходит с автомобилем, начинаешь лучше оценивать ситуацию вокруг.

А у нас не только меxаникой люди не отягощают свои знания, но и, кажется, большинство водителей покупают машины вместе с правами. Сели за руль, и ведут себя на дороге, как захотят. В такие моменты осознаешь, как много вокруг неумных водителей.

По городу я езжу очень спокойно. Потому что скоростная езда – это риск, которому нельзя подвергать окружающих, особенно пешеходов. Нельзя навязывать другим свой экстремальный стиль вождения – ведь на дороге обычные люди, которые просто едут по своим делам. Они же не ожидают, что рядом с ними мчит очередной шумаxер…

В офисе (480x640)- Каково это — быть женщиной-гонщицей? Особенно с учетом того, что многие мужчины до сих негативно воспринимают женщину, которая водит самый обыкновенный автомобиль?

- На таких мужчин вообще не стоит обращать внимание. Это вечная тема, как анекдоты про чукчей. Главное, не то, какого пола человек за рулем, а то, как он ведет себя на дороге.

- Как возникло ваше агентство?

- По бизнес-необходимости. До 93-го года я работала у Владимира Евтушенкова  (Владимир Евтушенков -предприниматель, председатель совета директоров и владелец 64,1843 % акций АФК «Система», занимает 20 место в списке 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes — примеч. ред.) , это мой учитель №1. Именно он посоветовал мне начать делать что-то свое, когда вокруг все стало разваливаться. В тот момент, когда он закладывал основы своей «Системы», ему потребовалась рекламная компания, которая смогла бы обслужить все нужды большой корпорации. Вот так и была создана моя фирма. Но через несколько лет я ушла в самостоятельное плавание, полностью переключившись на журналистику и автоспорт.

- Вы ведете бизнес по-женски или по-мужски?

- Мне кажется, во мне очень мало женского. Даже когда мои родители ждали ребенка, они были уверены, что родится мальчик. Я довольно жесткий человек, со мной непросто работать. Я четко вижу цель и продвигаюсь к ней. Я не иду по головам, но иметь со мной дело не так-то легко. Я умею настоять на своем. Причем бьюсь до крови.

- Самая сильная черта вашего характера, это…

- Слабость. Иногда все же нужно «играть» в женщину. Что еще? Наверное, целеустремленность. Я могу работать сутками, и засыпать с компьютером на подушке. Не думаю, что это правильно. Может быть, пора уступить это место мужчине, а не ноутбуку.

 Беседовала Елена Ефремова

woman on top

Комментарии