Кэтрин Бигелоу: повелительница бурь

Январь 31, 2014

Кэтрин Бигелоу: повелительница бурь

 Личный небесный Хранитель Кэтрин Бигелоу поправлял галстук и смахивал невидимые пылинки с костюма. Сегодня был очень важный день. У Хранителя было заседание в небесных сферах по распределению счастья земным людям. По сути, одно из рядовых заседаний, которые проводятся каждую неделю. Люди – такие смешные. Они верят, что удача приходит сама. Да, небесные сферы иногда по лености устраивали лотерею «Кому свалить куш добра», но чаще всего процесс распределения счастья был очень нудным. За большим столом собиралась сотня Хранителей, каждый – с досье земного подопечного, в котором были все его заслуги и труды. Информация  досье доводилась до окружающих. Иногда ее было мало. Иногда много. И каждый раз после приходилось вступать в спор с другими хранителями и доказывать, почему твой подопечный заслуживает на этой неделе счастья больше, чем в прошлом месяце или за какие заслуги его стоит наградить (в отличие от Джона Грина с Ямайки или любого другого жителя планеты). Просто у Кэтрин завтра был ответственный вечер. Триумф, которого она ждала больше 30 лет. А это много. И никак, никак нельзя, чтобы завтра, на церемонии вручения «Оскара», успех повернулся к Бигелоу спиной.

Хранитель вздохнул, открыл красную папку Кэтрин и начал пролистывать досье, которое он знал наизусть.

***

1952 год, черно-белая фотография. Маленькая Кэтрин (или Кэти, как ее ласково называли в семье) в окружении папы и мамы. Отец  — менеджер фабрики красок, мать – скромный библиотекарь. Жизнь любит шутить. Можно только гадать как дочка скромных выходцев среднего класса стала гением в режиссуре, на счету которой — семь наград за «лучшего режиссера», одна награда за» лучший фильм» и прозвище «баба с яйцами».

…Путь Кэти в кинематограф был замысловат. Все началось… с живописи. Вообще-то она с шести лет мечтала быть художницей, у которой проходят с персональные выставки в Музее Метрополитен.  Ее отец был неплохим карикатуристом, но из-за рождения дочери ему пришлось устроиться на обычную работу. Художником он не стал, но всячески поощрял любовь к искусству в единственном ребенке. В 1972 году, окончив с отличием художественную школу, Кэти получила грант на обучение живописи при музее Уитни. Как и положено амбициозной девушке, Кэтрин хорошо разбиралась в искусстве (в том числе и современном) и мечтала о шансе проявить себя. Но, к сожалению Кэти, мир уже имел множество знаменитых художников.  И еще большее количество тех, кто рисовал за гроши, перебирался с хлеба на воду и мечтал стать новым Ренуаром. Хорошие навыки и оценки – это еще не талант. Чтобы стать новым именем, нужно найти свой стиль. Нью-Йорк всегда был наполнен разными людьми: дикими, талантливыми, амбициозными, злыми… В скором времени Кэтрин начали одолевать сомнения: а преодолеет ли она это все?

Бигелоу5К 22 годам Кэтрин стала вхожа в круги творческой Богемы Нью-Йорка. Они собирались на мануфактуре, которая принадлежала бойфренду Кэтрин, художнику Джеффри Лью. Пожалуй, богемой это общество можно назвать в кавычках: это были бедные художники и музыканты. Зато общение было без пафоса и снобизма. Сейчас район Сохо, в котором была мануфактура, стал одним из самых дорогих мест Нью-Йорка, окруженным арт-галереями. Парадокс: все великое рождается в захолустье.

До того, как оформлять каталоги известного художника Лоуренса Вайнера, Кэтрин даже красила чердаки. Но люди чувствовали: в этой застенчивой 180 см девушке бушует огонь. У нее была сильная воля и свободолюбивый характер. Мешковатый свитер и мужские брюки лишь усиливали это впечатление.  Работая с Вайнером, Кэтрин хорошо изучила круги арт-бизнеса. И поняла:  в этот мир ей не попасть.

***

Хранитель на мгновение закрыл папку. Он хорошо помнил тот месяц. Люди часто бывают смешными: не понимают, что многочисленные разочарования и «нет» ведут нас к будущим вершинам, отсекая все лишнее. Хранитель прекрасно помнил, когда жизнь Кэтрин превратилась в бурю. Сначала она возненавидела краски и мольберты.  Идея о личной выставке в Метрополитен Музее осталась мечтой. Потом второй удар: Джеффри Лью пришлось вернуться к законной супруге. Все решили деньги: жена нашла спонсора, готового вложить сбережения в Джеффри.

Хранитель перелистал папку. 1972 год. Кэтрин за партой киношколы Колумбийского университета. Менять жизнь всегда трудно. Особенно в 30. Но тормоза придумали трусы.

Бигелоу_0

На одной из вечеринок в двадцатилетнюю юность Бигелоу познакомилась с Энди Уорхолом. Тот сказал ей: «Только с помощью кинематографа можно влиять на людей». Сидя за партой, Кэти часто вспоминала его слова. Так бывает: слышишь фразу, и в голове проносится яркая вспышка. И вот он – паззл собран. Все детали. Если с живописью не вышло, то почему бы не попробовать себя в кинематографе?

Мир режиссуры взял душу Кэтрин Бигелоу в плен. Она не могла ни о чем думать, кроме как о кино, и могла спорить часами о правильном построении кадра и преломлении света. Несмотря на свою красоту, Кэти до 35 лет не была замужем. Мало того, она так была увлечена творчеством, что ничему другому в ее жизни не было место. Уже через 8 лет за ней закрепилась слава неординарного режиссера. Вместо романтики, любви, женской нежности и чуткости (что присуще большинству женщин) Кэтрин снимала жестокие, мрачные и агрессивные картины: «Голубая сталь», «Странные дни», «К-19″…

***

«Да, смешно»,- подумал Хранитель, перелистывая досье на 90-е годы. — «Теперь три года жизни можно уместить в одну строчку всемирно популярной энциклопедии «Википедия». Но кто бы мог подумать, что через 10 лет эта строчка всколыхнет фантазии журналистов и переворошит прошлое. Хранитель посмотрел на метку в начале листа: 1989 год.

***

Единственный официальный брак Бигелоу длился три года. Слишком мало.  В супружеском союзе не успели появиться дети…  Хранитель знал, что Кэтрин иногда жалела о том, что ее единственные дети (пусть и отмеченные престижными наградами) – это километры пленки. Но редко. У нее просто не было времени раздумывать.

Бигелоу6Джеймс Кэмэрон стал первым и последним на данный момент мужем Бигелоу. Кэтрин – одной из пяти жен маститого режиссера. С годами у них стало еще больше общего. Но тогда,  в первые встречи они неистово спорили о съемочном процессе. Это были два трудоголика. Казалось, что Кэтрин – копия Кэмэрона, только в женской вариации.

Бескомпромиссная,  строгая, умная. Она не терялась среди камер и умела точно объяснить каждому на площадке, что нужно делать. Камэрон был сражен.  Он был таким же: обаятельным,  волевым.  Идеи захватывали его в тиски: он работал 25 часов в сутки. К моменту встречи с Бигелоу Кэмэрон уже был широко известен: в его досье значилась работа над фильмами «Пираньи-2: нерест», «Терминатор», «Чужие», «Рэмбо. Первая кровь-2». У них было несколько совместных работ: «На гребне волны» и «Голубая сталь».  Злые языки пускали сплетни:  женщина не могла так качественно  снять. Мол, за жену все сделал прославленный муж… Но Кэтрин не зря называли «бабой с яйцами». Она привыкла, что к женщинам-режиссерам относятся с шовинизмом: если ты в юбке и с грудью, то ты – никто. И всеми силами Бигелоу старалась доказать, что она ничуть не хуже любого мужчины с камерой. Пока она лишь скрипела зубами на нападки тех, кто даже не представлял, что ей не раз приходилось рисковать жизнью на съемочной площадке. То это была буря, и сцену пришлось снимать прямо из бушующего моря… То ее чуть не задела огромная балка…

Шанс доказать миру who is who представился через… 10 лет. В 2009 году на большие экраны вышел фильм «Повелитель бури».

**

Хранитель гордился своей подопечной. Таких сильных женщин, которые могут составить конкуренцию мужчинам  — пересчитать по пальцам. В основном женщины боятся своей силы, боятся открывать ее и проявлять во всю мощь. Мир не держится на мужчинах – он держится на хрупких женских плечах, которые с молоком впитали мудрость: «муж – голова, женщина – шея».  Человечество бы только выиграло, если бы «слабый» пол не боялся показывать на что способен. Индира Ганди, Хиллари Клинтон, принцесса Диана, Екатерина Вторая, Маргарет Тэтчер, Джин Кирк Патрик, княгиня Ольга, Жанна Д’Арк… За крепкую руку некоторым (а как еще управлять?) присваивали звание «мужчина в юбке». Зря. Эти мужчины в юбках способны сделать для страны больше, чем самец в смокинге.

Бигелоу1Автора сценария «Повелителя бури», Марка Боала, Бигелоу обнаружила в… журнале «Playboy». Это был текст о женщинах-полицейских, работающих под прикрытием в американских школах. Разница между ним и Кэтрин была в 21 год. Бигелоу увлеклась идеями Марка: он был чересчур смелым. Через год после знакомства он уехал в Ирак, где насмотрелся на ужасы войны. Именно там родился сценарий будущего оскароносного шедевра. К началу съемок деловые отношения переросли в любовные. То, что Марк годился Кэти в сыновья,  уже никого не смущало. Кино снимали в жаркой Африке. Плюс, постоянные ссоры. В прокате «Повелитель бури» собрал 2% от мировых сборов «Аватара», который шел параллельно. Действительно, кто захочет смотреть жестокое кино о солдатах, когда можно выбрать сказочный фантастический мир? Ирония судьбы: жизнь снова столкнула Бигелоу и Камэрона. Обоих номинировали на «Оскар». Оба – претенденты на звание лучшего режиссера. Журналисты окрестили эту церемонию войной бывших…  Кэтрин не обращала внимание и на это: они с Джеймсом давно были просто коллегами и хорошими друзьями. Ничего больше.

**

На собрании  Хранитель Кэтрин  применил все свои умения убеждать. Кэтрин как никто была достойная счастья. «Оскар» символизировал все то, к чему она так долго стремилась и от чего отказалась. Все жертвы, которые Бигелоу положила на алтарь карьеры режиссера, все неродившиеся дети и неудавшиеся романы, смелость изменить жизнь в 30 лет, твердолобость… Все это должно быть вознаграждено.

**

Бигелоу4Пока Кэтрин пыталась подобрать слова, держа в руках заветный «Оскар», Хранитель сидел на краю небоскреба и смотрел вниз на огни Лос-Анжлеса. Туда-сюда метались машины. Улицу наполнял гул клаксонов, звук каблуков и говора толпы. Хранителю впервые в жизни хотелось выкурить от усталости сигарету. Но он был безумно горд собой – ему удалось сделать так, чтобы на улицу Кэтрин завернул грузовик счастья.  Хранитель был доволен: его подопечная стала первой в истории женщиной, которой вручили «Оскара» в номинации «Лучший режиссер». Пусть радуется. Она пока плачет и не знает, что через несколько лет задумает снимать новый фильм. И как всегда, это будет сенсация. Она пока не знает, что ее верный спутник, Марк,  заболеет снобизмом и переругается с каждым членом команды Кэтрин, а потом и вовсе уйдет, основав свою продюсерскую компанию.  После «Повелителя» Кэтрин снимет не менее острый и спорный боевик о терроризме «Цель номер один», за который получит  шесть номинаций только на «Оскар» (фильм выиграл приз за лучший монтаж),  31 (!!!) премию  в мире кино и 49 (!!) номинаций. Но это все будет потом… Не сейчас. Сейчас Кэтрин Бигелоу плачет от счастья и принимает поздравления, пока ее Ангел-Хранитель улыбается сверху.

 Екатерина Гаранина

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии