Анна Артамонова: «Хотите расти — проявляйте инициативу!»

Февраль 13, 2014

Анна Артамонова: «Хотите расти — проявляйте инициативу!»

 Анна Артамонова входит в список 30 ключевых менеджеров российского интернет-бизнеса по версии журнала Forbes. Она — вице-президент по стратегическим проектам в Mail.Ru Group и именно она руководит разработкой и развитием крупнейшего в русскоязычном сегменте сети почтового сервиса.

Выпускница журфака МГУ, Анна всю сознательную жизнь работала в интернет-компаниях или интернет-департаментах традиционных компаний: газете Deadline.ru, агентстве Promo.ru, News Outdoor, занимала пост директора по развитию агентства «Медиалэнд» (РосБизнесКонсалтинг). Но наибольших успехов достигла именно в  Mail.Ru Group. Во многом именно благодаря Анне инстант-мессенджер Mail.Ru Агент и социальная сеть Мой Мир сегодня занимают лидирующие позиции на российском рынке.

Вдохновляющая история, не так ли? С такими женщинами, как Анна Артамонова, можно говорить часами, но так и не найти ответ на главный вопрос: ну как, как же она делает все это?! Возможно, вы все поймете, прочитав это интервью…   

 -  Анна, сегодня все «прогрессивные» люди проводят гораздо больше времени в интернете, чем перед экранами телевизора. Как так получилось, что и в вашей карьере интернет победил ТВ? Ведь, заканчивая  кафедру ТВ журфака МГУ, Вы наверняка мечтали о профессии телеведущей или, как минимум, тележурналиста? Почему в итоге отказались от этого пути?

- Как и многие, к моменту окончания школы я не совсем понимала, какое занятие  может увлечь меня на всю жизнь. Решила поступать на факультет журналистики, мне казалось, что это очень романтичная и интересная профессия, к тому же с эпистолярным жанром у меня всегда было отлично. Пока еще училась в институте, писала для разных журналов и газет, а потом устроилась на  работу корреспондентом в одно из первых интернет-СМИ – Deadline.Ru и там внезапно поняла, что «интернет» заводит меня гораздо сильнее, чем «СМИ».

И затем достаточно быстро интернет стал моей профессией. Это вообще его характерная особенность – интернет только появляется и сразу занимает большую часть твоей жизни. Сейчас я, в основном, в мобильном интернете – именно это сегодня интересует меня больше всего.

-   Когда вы только делали первые шаги, ставили ли вы себе какие-то конкретные цели? Были ли у вас амбициозные мечты, думали ли вы добиться того, чего вы добились на сегодняшний день? Как вы считаете, нужно ли ставить себе подобные цели?

- Не могу сказать, что у меня был четкий жизненный план после окончания школы или университета. Я начинала с журналистики, но мне повезло, что я быстро нашла то, что меня по-настоящему увлекло. И чем глубже я погружалась в тему, тем больше я понимала, что интернет это то, чем я готова заниматься всю жизнь.

А потом, ровно десять лет назад, у меня состоялся разговор с одним из моих старших товарищей. Он спросил: «Кем ты себя видишь через год-два?» Я, конечно, же видела себя в IT и хотела делать крупные проекты, руководить командой. И затем прозвучал вопрос: «А хочешь стать топ-менеджером уже сейчас?»

Ставить цель, я считаю, нужно. И стремиться достичь ее максимально быстро. Но иногда нужно остановиться и подумать про эту цель, проверить, не поменялись ли интересы и приоритеты. И двигаться дальше.

Анна Артамонова 1-  Как вы думаете, какие личные качества помогли вам сделать такую успешную карьеру? Пришлось ли воспитывать в себе что-то новое по пути «наверх»? Преодолевать себя? Или дорога была легкой?

 - Лично мне в работе и карьере всегда помогала способность находить общий язык с самыми разными людьми, умение объяснять, доносить свою мысль до слушателя. Немаловажное значение, я считаю, имеют такие качества как инициативность, энергичность, целеустремленность. Важно также добиваться поддержки окружающих, без помощи которых практически невозможно сделать что-нибудь действительно значительное. Тем, кто желает добиться успеха, можно посоветовать: проявляйте разумную инициативу, учитесь мыслить без рамок, смело идите к своей цели.

- Что вам больше всего нравится в вашей работе?

- Мне нравится заниматься развитием – придумывать со своей командой какие-то новые продукты или новый функционал; обсуждать, как они будут восприняты аудиторией. И, конечно, видеть потом результат – как пользователи начинают применять наши сервисы для общения с друзьями и близкими. И мне, и моей команде очень нравится каждый день, уходя домой, понимать, что сегодня мы сделали довольными двадцать семь миллионов человек .

В Mail.Ru Group, с одной стороны, есть очень интересные и масштабные задачи. С другой — огромные возможности для роста. И это привлекает к нам очень многих специалистов. У нас очень молодая и мобильная компания — мало бюрократии, можно быстро принять решение и сделать новый проект или фичу.

-   В одном интервью вы сказали: «В интернете надо бежать, чтобы устоять на месте». Но как не выбиться из сил? Не перегореть на работе? Не растерять веру в себя в случае неудачи?

- Сложно давать советы – тем более, что они не бывают универсальными. Меня, например, какие-то неудачи только заводят, и в критической ситуации мое сознание начинает двигаться еще быстрее, чтобы поскорее выйти из этого состояния. Кроме того, я считаю, что любая неудача – это бесценный опыт, который помогает развиваться и делать новые успешные продукты.

Интернет меняется очень быстро, и это помогает не перегореть и постоянно находиться на пике интереса к своей работе. Именно поэтому я очень люблю эту цитату. Вот сегодня главный тренд – это мобилизация. А это значит, что все нужно делать иначе: нужно разрабатывать новые интерфейсы и учитывать новые способы потребления.

Сейчас же все очень изменилось в плане коммуникаций между людьми. С одной стороны, все стали очень близко – мы теперь знаем про своих знакомых очень много всяких подробностей, которые раньше, наверное, даже в голову не могли прийти. Например, вам пишет письмо учительница ребенка, а одновременно вы получаете ссылку на ее профиль в социальной сети с достаточно откровенными фотографиями в купальнике. Понятно, что отношение к учительнице уже не будет прежним-). То есть, с одной стороны, каждый из нас пишет в социальные сети -  делится информацией, выкладывает фотографии, общается. С другой стороны, благодаря существующим каналам мы можем одновременно разговаривать с большим количеством людей совершенно в разном формате. Открываешь чат, мессенджер, почту, социальные сети – и ты одновременно в несколько каналах коммуникации пишешь, звонишь, комментируешь. При обычном общении — голосовом, и, тем более, при личном это невозможно.

Кроме того, мы стали общаться гораздо больше и чаще. В детстве, помню, я сидела и ждала, когда мама вернется с работы. Я знала, что она в проектном институте, у нее три подружки, они пьют чай или чертят проекты самолетов. Но целый день мы с ней вообще никак не разговаривали. А сейчас, даже будучи на работе, в офисе, можно общаться со своими детьми, знакомыми и друзьями. У каждого из нас в социальных сетях добавлены в друзья все люди, с которыми мы когда-либо встречались. И мы всегда знаем, что сейчас их огорчает или радует, что у них сейчас происходит в жизни – отпуск, свадьба или рождение ребенка.

И заниматься этим очень интересно и здорово. Мы же по сути являемся первопроходцами – создаем с нуля продукты, которые в целом меняют образ жизни.

Артамонова (536x800) - Как вы справляетесь с личными кризисами? Где черпаете вдохновение и мотивацию в сложные моменты?

- Для меня и вдохновением, и мотивацией является то, что я все время узнаю что-то новое.

-  IT – это исконно мужская сфера, но все больше женщин преуспевают в этой области. Как вы считаете, это положительная тенденция? Стоит ли вообще женщине  идти в мужские профессии?

- На мой взгляд, мужскими надо считать те профессии, которые связаны с большими физическими нагрузками. Это, например, спасатель МЧС, железнодорожник или водолаз. А все, что связано с интеллектуальным трудом, на мой взгляд, доступно женщинам и мужчинам в равной степени. Поэтому я не вижу никаких противопоказаний для женщин, чтобы идти работать в IT.  Наоборот, много умных мужчин вокруг – это бодрит. Но рыдать будете, обещаю — отрасль суровая, нервы треплет.

-  Одна из аксиом успешного человека – грамотное управление временем. Как вам удается решать то огромное количество задач, которые стоят перед вами? Может быть, у вас есть какие-то личные секреты тайм-менеджмента?

- Есть классическая матрица тайм-менеджмента, когда все дела делятся на 4 квадрата по срочности и важности. Для начала придется немного подумать, но со временем это начинает происходить на автомате. Несрочные и неважные отсеиваются – ими не нужно заниматься, поскольку чаще всего — это просто пожиратели времени, которые в  итоге ничего не дают. Срочные неважные надо стараться делегировать. Таким образом, остается время для важных срочных дел и, самое главное – для важных несрочных: посмотреть вокруг, подумать о стратегии, поискать какие-то новые ниши и возможности.

-  Каким из своих достижений вы гордитесь больше всего?

-  Мне почему-то не удается жить одним и тем же достижением достаточно долго. Например, несколько лет назад я гордилась тем, что удалось запустить и вывести на высокий уровень соцсеть Мой Мир, хотя в то время уже была достаточно высокая конкуренция.

А сейчас я очень горжусь командой, которую мне удалось собрать для Почты Mail.Ru. И еще – командой мобильной разработки, которая за очень короткий срок сделала лучшие почтовые клиенты для всех платформ. Это факт, который признают коллеги по отрасли и  об этом часто пишут наши авторитетные IT-журналисты. Сейчас у нас есть почтовые приложения для всех операционных систем смартфонов, которыми пользуются российские пользователи – iOS, Android, Windows Phone 7, Windows 8 и даже Bada, MeeGo и Symbian. Причем по функционалу приложения Почты Mail.Ru выгодно отличаются от дефолтных клиентов и от многих конкурентов в том числе и мирового масштаба. Более того, к нашему приложению можно сейчас подключить любой почтовый сервис – многим нашим пользователям очень удобно, когда все аккаунты в одном месте и всегда под рукой.

Среди наиболее интересных и значимых запусков, совершенных моей командой в прошлом году, могу назвать Облако Mail.ru (облачный сервис для хранения пользовательских данных) и «Mail.Ru для Бизнеса» (возможность для компаний использовать почту, календарь и прочее на наших технологиях, но в своем домене). Кстати, несмотря на то, что эти проекты были запущены только летом, уже осенью они были отмечены главной наградой нашего профессионального сообщества – мы получили Премию рунета.

Возможно, через год-два на первый план выйдет что-то другое и у меня появятся новые поводы для гордости)).

-  «Карьера у Анны Артамоновой на первом месте», — написано в одной из статей, посвященных вам. А что на втором?

-  Если честно, мне не нравится слово «карьера». Для меня на первом месте именно возможность заниматься тем, что мне интересно и узнавать что-то новое.

-  А как вы проводите свободное время? Есть ли оно у вас в принципе?:-)

 - Я люблю путешествовать. Это, возможно, банально, но это факт. Но именно путешествовать, а не лежать на пляже! Я уже давно объездила всю Европу и насмотрелась культурных достопримечательностей. А сейчас мне более интересна природа. Уже удалось побывать во многих отдаленных уголках земного шара – Новой Зеландии, Австралии, ЮАР, Бразилии, Зимбабве… Но, конечно, еще много чего в планах. Нравится и более активный отдыха – один-два раза в год хожу на яхте, раньше в качестве матроса, а этим летом я получила шкиперскую лицензию RYA Day Skipper.

Анна Артамонова2

Рабочее место Анны Артамоновой

- Если бы можно было прожить вторую альтернативную жизнь, то какой бы она была в вашем случае? Чем Вы бы занимались? Где жили? Как жили?

- На самом деле моя жизнь мне очень нравится. Так что даже если бы возникла возможность прожить вторую, я бы хотела всего того же самого. Ну, возможно, кое-что совсем немного скорректировала:-)

- Что вы посоветуете тем, кто мечтает работать в Mail.Ru Group? Как сделать успешную карьеру в этой компании?

- Главный совет, пожалуй, – фокусируйтесь на продукте, его развитии и потребностях аудитории. Кроме того, у нас приветствуется и очень ценится, когда сотрудники приходят со своими идеями и потом готовы полностью взять на себя их реализацию. Так что если хотите расти — проявляйте инициативу и берите на себя ответственность, и у вас все получится! Еще важное – не делайте вид, что технологии вас не касаются, что вы, как «менеджер» можете что-то придумать, а как это будет работать в деталях «программист придумает». В интернет-бизнесе технологии и продукт неразделимы, многие продукты возникают ТОЛЬКО благодаря появлению какой-то технологии и идее о том, как можно ее применить. И уж точно качество юзер-экспириенса, который получает ваш пользователь (отклик интерфейса, скорость работы, результаты поиска и т.п.) напрямую зависит от технологий. Поэтому старайтесь сами разобраться в том, как это работает, а также обязательно привлекайте технарей к брейштормам и генерации идей и обсуждайте с ними то, что собираетесь сделать до формальной постановки задачи или написания ТЗ.

Также в нашей сфере нужно постоянно развиваться. Интернет-отрасль движется очень быстро и поэтому очень важно все время интересоваться чем-то, что выходит за рамки ежедневных обязанностей. Нужно все время смотреть вокруг, видеть новое, смотреть статистику, делать выводы и постоянно учиться. И потом использовать эти навыки в своей работе. В общем, держите глаза широко открытыми и не костенейте в своих суждениях – в интернет-бизнесе это верная смерть!

Беседовала Елена Ефремова

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии