Две святые: Ксения Петербургская и Матрона Московская

Февраль 6, 2014

Две святые: Ксения Петербургская и Матрона Московская

Так издавна сложилось, что судьба актрис, певиц, поэтесс, художниц и прочих светских львиц интересует и вдохновляет всех больше, нежели судьба религиозных деятелей, проповедников и святых, которые остаются в неизменном меньшинстве. Однако такие личности вносят  не меньший вклад в развитие культуры и духовной жизни, они — неотъемлемая часть городской мифологии, без них немыслима наша история…

Редакция Woman on Top выбрала 2 наиболее интересные фигуры, символичные для обеих столиц: Ксению Петербургскую и Матрону Московскую. О них пойдёт речь в сегодняшней статье.

Ксения Петербургская: ангел-хранитель северной столицы

С самого момента своего основания Петербург был городом-мифом, гигантским спрутом, раскинувшим свои ядовитые щупальца вдоль болот и чухонских капищ. И даже увенчивающий Петропавловскую крепость золочёный ангел не отогнал всех фантасмагорических чудовищ, населявших это гиблое пространство.  Петербург всегда был благодатным пластилином для творцов, убеждённых мистиков, разгорячённых поэтов и полусумасшедших художников. Город с несмываемым налётом литературности. Вот уже более 300 лет в коммунальном пространстве Санкт-Петербурга уживаются невинно-падшие сонечки мармеладовы, блоковские пьяницы с глазами кроликов, сбежавший нос майора Ковалёва, декаденствующие поэтессы,  безумные старухи, надменные чиновники, кариатиды с изрытыми оспой бюстами и чугунные львы. Однако, кроме своих литературных, архитектурных и прочих художественных достоинств, этот город обладает интереснейшей религиозной историей, особое место в которой занимают местные юродивые. Одной из наиболее значимых и почитаемых фигур является Ксения Петербургская, реальная биография которой уместится, пожалуй, всего в нескольких абзацах. Зато вести о её благих делах перекрывают всю сухую статистку жизни в духе «родилась-вышла замуж-умерла». Тем более что у Ксении получилась очень интересная посмертная судьба: она стала ангелом-хранителем своего родного города, и в тяжёлые минуты, даже в самую мрачную эпоху гонений на религию, люди обращались именно к ней.

Точная дата рождения Ксении неизвестна; как правило, историки называют временной отрезок с 1719 по 1730 год. Сведений о семье тоже нет; даже отчество в разных источниках указано в нескольких вариациях: то Григорьевна, то Ивановна. Впрочем, так ли это важно, если речь идёт о святой? Правда, Ксения была канонизирована совсем недавно: в 1988 году. Но в народе её давно почитали именно как святую. И неофициальность подобного статуса не способна была смутить ни одного петербуржца. Даже в агонизирующем блокадном Ленинграде, умирая от голода и холода, люди оставляли записки  именно святой Ксеньюшке.

icon_kseniy_peterburgskay_430

Икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Автор — Юрий Кузнецов

Замужество и вдовство

Как гласит легенда, Ксения жила вместе с мужем, придворным певчим, Андреем Петровым, на  Петроградской стороне. Брак был счастливым и крепким, но неожиданно супруг скончался, а 26-летняя женщина, обезумев от горя, перестала откликаться на собственное имя, раздала всё имущество бедным,  свой дом подарила унтер-офицерской вдове Прасковье Антоновой с условием, что та будет пускать на ночлег нищих. Как отмечают историки, существовала и другая легенда, согласно которой Ксения происходила из княжеской семьи, была брошена нечистым на руку гвардейским офицером и именно поэтому отказалась от всех материальных благ. Впрочем, чаще всего звучит всё же первая версия, в ней Ксения — безутешная вдова, носившая мундир мужа и откликавшаяся на его имя.

Юродство и признание в родном городе

Говорят, она часто бывала у храма святого апостола Матфея, но, согласно закону о недопущении нищих в общественные места, её часто  прогоняли оттуда. Юродивые и калечные могли испортить облик активно развивающейся европейской столицы с её архитектурным изяществом и внешним лоском… Впрочем,  Ксении повезло: со временем её полюбили практически все слои петербургского общества. Кроткая нищая, принимавшая только медные копейки с изображением Георгия Победоносца да поношенные юбки и кофты красного и зелёного цветов  (под цвет мужниного полковничьего мундира), стала символом счастья и благополучия  для извозчиков и продавцов на Сытном рынке. Встреча с ней сулила удачу. Той самой унтер-офицерской вдове Антоновой, мечтавшей о детях, Ксения наказала идти на Смоленское кладбище:  там лошадь сбила беременную женщину, которая перед смертью успела родить здорового мальчика, — и именно он стал любимым сыном одинокой Прасковьи. Дочери своей знакомой она посоветовала немедленно искать мужа на Охте: мужчина, хоронивший свою жену, со временем действительно стал супругом той девицы. Любопытно, что Ксеньюшка тонко чувствовала смерть и давала шанс тем, кому, казалось бы, уже не дано было быть счастливыми. Впрочем, она несла не только благие вести. Не обошлось без характерного для Петербурга мистицизма. Так, например, Ксения предрекла кровавую смерть молодого императора Иоанна Антоновича, обезглавленного в Шлиссельбургской крепости. «Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» — плакала и причитала испуганная юродивая. Кроме этого, Ксения Петербургская предрекла скорую кончину императрицы Елизаветы Петровны. «Скоро вся Россия будет печь блины», — говорила она, имея в виду поминально-похоронную трапезу. Разумеется, Ксения всегда изъяснялась туманно и расплывчато, и её видения не сразу смогли верно расшифровать, но никаких сомнений в правдивости сказанных ею слов не возникало.

kcen-004Посмертная судьба

Точная дата смерти петербургской юродивой неизвестна: в одних источниках указан 1777 год, в других — аж 1803.Точное место захоронения Ксении не сохранилось;  её известность была настолько велика, что люди несколько раз растаскивали её могилу на Смоленском кладбище.

В советское время на месте часовни, возведённой в честь Ксении, построили склад лакокрасочных материалов, затем сапожную мастерскую, но работа никак не шла: молотки отскакивали, гвозди рассыпались, набойки не держались…. Намоленное пространство как будто отвергало все эти чужеродные строения. Только в 1987 году часовня была вновь освящена, а к 2003 восстановили и её золочёную главку. Каждый день, даже в самые лютые морозы, почтить Ксению и помолиться за своих близких приходит огромное количество людей. А современный городской фольклор гласит, что Ксеньюшка до сих пор ходит по родному Петербургу и помогает всем тем, кто так нуждается в поддержке…

Матрона Московская: заступница столицы

 

О другой известной юродивой— Матроне Московской— известно гораздо больше реальных фактов. Тем не менее все они так или иначе окрашены в чудесные тона.  Матрона Дмитриевна Никонова родилась в крестьянской семье в 1885 году. Она была 4 ребёнком и, в отличие от Ксении, её особенный дар проявлялся уже с самого детства.

Детство и юность Матроны Никоновой

Ещё до появления Матроны на свет родители решили оставить её в приюте: они были немолоды и с трудом воспитывали 3 детей. Надо было поднимать на ноги сыновей и младшенькую Машу. Но матери приснился вещий сон, в котором ещё не родившаяся дочь предстала в виде чудесной белой птицы с закрытыми глазами. Это был особый знак. Девочка родилась слепой, но Наталия всё равно оставила дитя и всем сердцем привязалась к своей необычной дочери. Говорили, что во время крещения Матрону окружал лёгкий благоухающий дым, принятый всеми за знак святости.

Блаженная старица Матрона. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.Маленькую слепую девочку часто обижали сверстники: её стегали крапивой, сажали в яму, зная, что она никогда не ответит злобой на эти жестокие проказы. Но Матрона никогда не роптала на свою судьбу и уже в 7-8 лет она могла исцелять людей от болезней. У неё было особое чутьё; девочка предсказывала беды. Однажды она заранее увидела пожар, уничтоживший практически всю деревню, а также предрекла гибель священника, крестившего её.  Кроме этого, девушка видела, что Россию ждут серьёзные потрясения в виде кровавых междоусобиц и гонений на религию. Уже позже, в 1939 или 1940, она предугадала победу русского народа в Великой отечественной войне.

А ещё  Матрона всегда знала, что со временем её имя станет не просто известно: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

В 17 лет у  Матроны отнялись ноги, и до конца своей жизни она уже не могла ходить.  Но перед этим девушка успела попутешествовать по святым местам: дочь тульского помещика Лидия Янькова брала её с собой в поездки. Так, например, состоялась памятная встреча со священником Иоанном Кронштадтским, мгновенно отметившим дар 14-летней девочки.

Московские скитания

В 1925 году Матрона перебралась из Тульской области в Москву; постоянного крова у неё не было: женщина скиталась по друзьям и знакомым. Люди любили блаженную и даже в самые тяжёлые времена не отворачивались от неё. Хотя краски вокруг неё  всё же иногда сгущались, а её знакомые подвергались гонениям. Тем не менее Матрона очень любила Москву, и чаще всего она жила в самом сердце столицы: у Никитских ворот, на Арбате, в Вишняковском переулке.

По воспоминаниям очевидцев, Матрона Дмитриевна никогда не осуждала других людей и призывала всех к тому же: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

Несмотря на отсутствие какого-либо образования, наша героиня обладала фундаментальными знаниями во многих областях.  Когда у её хорошей знакомой Зинаиды Ждановой были трудности с дипломным проектом,  именно Матрона подсказала, какие коррективы внести в работу.

«Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…» И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Я была потрясена её ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: «А что, ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!», — так вспоминала об этом эпизоде Зинаида Владимировна в своей книге о Матроне.

Своё последнее пристанище матушка нашла на Сходне, там она поселилась у дальней родственницы.  Но где бы ни жила Матрона, во всех местах её посещали отчаявшиеся люди, уходившие от неё с надеждой и утешением.

icon_bl_matrona_430

Святая блаженная Матрона Московская. Автор — Юрий Кузнецов

Матушка скончалась 2 мая 1952 года и была похоронена на Даниловском кладбище.  Почти через полвека её мощи перенесли в Данилов монастырь, а затем на территорию Покровского монастыря. В 1999 году Матрону Московскую канонизировали как святую. Её чтят до сих пор; сотни людей со всех уголков страны приезжают к матушке со своими горестями, и о чудодейственной силе этих посещений ходят легенды. Так незрячая женщина из Тульской губернии стала настоящим ангелом-хранителем города на семи холмах…

Верить или не верить в силу этих двух святых — каждый решает сам, но вряд ли кто-то станет отрицать их влияние на историю, культуру и мифологию 2 столиц.

Когда будущий император Александр III тяжело заболел, его супруга, Мария Фёдоровна, принесла песок с могилы Блаженной Ксении. Считается, что именно благодаря ему, а также непрерывным молитвам цесаревны, Александр поправился. Свою дочь супруги назвали Ксенией в честь Ксении Петербургской.

«Дорогая святая Ксеньюшка,  моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом на Малой Посадской, 4, и чтобы мы не умерли голодной смертью. Таня, Вадик и бабушка», — вот одна из оставленных для Ксении записок во время Блокады.

Ксения Петербургская упоминается в повести «Сестра печали» ленинградского писателя Вадима Шефнера.

***

Существует полумифическая версия, согласно которой Матрона встречалась со Сталиным и сказала ему, что в схватке с немцами победит именно  русский народ. Однако в официальном житии Матроны Московской об этом эпизоде ничего не сказано.

Братья Матроны тоже перебрались в Москву, но они приняли большевистскую идеологию и стали сельскими активистами, поэтому матушка не могла поддерживать с ними отношения.

Зинаида Жданова написала книгу о жизни Матроны Московской; она называется «Сказание о житии Блаженной старицы Матроны».

 Валерия Мухоедова

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии