Из жизни бабочек: Мария Тальони

Март 24, 2014

Из жизни бабочек: Мария Тальони

Мария Тальони — прославленная балерина, прима эпохи романтизма, воздушная хрупкокрылая фея, грациозная нимфа, украшение любой сцены. Она блистала в Берлине, Лондоне, Милане и Санкт-Петербурге. Тальони открыла новую главу в развитии балета: это она впервые встала на пуанты, это она создавала неслыханно смелые и яркие образы, будоражившие лучших людей Европы. Мария услаждала взор и давала пищу для ума. «Она поёт, как скрипка Паганини, она рисует, как Рафаэль!» — так восхищались ей современники.

 А между тем, эту всеобщую любимицу некогда дразнили горбуньей и считали бесталанной замарашкой, которой не место в большом балете… Но жизнь распорядилась иначе: Мария Тальони навсегда вошла в историю искусства; правда, всё это далось ей потом и кровью,  — причём в прямом смысле слова. Никаких волшебных вмешательств, неслыханно щедрых подарков фортуны,  — только непрерывный труд, жёсткие условия и беспрекословное подчинение воле отца, мечтавшего сделать из нескладной девочки великую балерину. Надо отдать должное, всё задуманное удалось.  Неприглядная куколка стала прекрасной бабочкой,  гадкий утёнок превратился в изящного лебедя, воспарившего над злобными насмешками недоброжелателей.

Мария Тальони родилась 23 апреля 1804 года в Стокгольме. Она происходила из балетной династии, поэтому выбор дальнейшего пути был неслучаен и предопределён. Правда, этот выбор сделала, конечно, не сама Мария, а её отец, хореограф Филиппо Тальони.  Его не смутили  непривлекательная внешность дочери и непропорциональность её фигуры. Педагоги поражались: горбатая спина, длинные руки, слишком короткая талия; разве место этой нескладной девчонке на сцене? Балерины должны быть хрупкими, изящными; точь-в-точь как фарфоровые статуэтки. В этом виде искусства не место физическим уродствам. Да что там    ни одному даже самому крохотному отклонению. Ни граммом больше, ни сантиметром ниже.

От куколки к бабочке

Синьор Тальони отправил дочь к своему учителю месье Кулону в надежде, что тот всерьёз возьмётся за девочку. Но и тот был уверен: Мария никогда не станет балериной. Месье Кулон не хотел заниматься с безнадёжной горбуньей даже ради своего талантливого ученика.

Да, страшно представить, каким унижениям подвергалась будущая прима в кругу хорошеньких, подающих надежды сверстниц. Вот только её, нескладную дурнушку, со временем ждали большая сцена, восхищение со стороны публики и легендарная слава, а как сложилась судьба юных насмешниц и удалось ли им покинуть пределы пахнущего пылью и потом зала — неизвестно.  Впрочем, балет искусство с весьма непритягательной изнанкой. Чего только стоят насыпанные в пуанты стёкла мстительно-жестокие забавы завистливых однокашниц…

Тальони3 Ещё один парадокс: некоторые барышни уже как будто сразу становятся прекрасными пестрокрылыми бабочками, минуя уродливую стадию куколки; но не всем удаётся парить так же высоко на протяжении всей жизни. Нет, они не превращаются обратно в гусениц, но яркий узор на крыльях выцветает, теряется прежняя лёгкость… А ещё какой-нибудь жестокосердный энтомолог всегда держит наготове свой сачок… В жизни бабочек много опасностей. Впрочем, об этом чуть позже.

К счастью, Мария недолго пробыла ученицей парижской балетной школы. Отец забрал её, но не отказался от своей мечты: его дочь будет на сцене! Ей будут рукоплескать, о ней будут писать! И для этого он, Филиппо Тальони, сделает всё, что от него зависит! Именно поэтому балетмейстер взялся учить дочь самостоятельно. Но никаких миндальничаний: только непрерывная работа сутки напролёт. Стёртые до крови ноги, слёзы от постоянного недовольства отца, чудовищные нагрузки и обмороки! Да, чтобы стать той самой хрупкой феей, юной Марии пришлось полностью переломать себя. Отец требовал невозможного: никакой грузности, ни намёка на телесность, только плавные и простые движения. Она должна была отталкиваться от земли и парить, да-да, не танцевать, а именно лететь. Все очевидцы, восхищённые талантом Тальони, впоследствии говорили, что так оно и было. На сцене она летала. И ради этого полностью отказалась от простого и счастливого детства. Здесь невольно вспоминается судьба нашей современницы Полины Осетинской; впрочем, Тальони некуда было деваться от тирании отца. Удивительно, но она не роптала и даже искренне смогла полюбить балет. Впечатляющая сила воли, не правда ли?

Звёздный час Марии Тальони

Её дебют состоялся в Вене, балет назывался «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» и был поставлен самим Филиппо Тальони. Это был прорыв, целая революция на отдельно взятой сцене! Во-первых,  на балерине не было никаких громоздких нарядов из атласа и парчи, париков  и вычурного грима: Мария была чуть припудрена и облачена в лёгкий воздушный костюм. Во-вторых, сама техника танца: всё было принципиально иным!

Тальони2Триумф прогремел, вот только до следующей победы Марии пришлось ждать целых 5 лет. Это был «Венецианский карнавал», ставший впоследствии классикой мирового балета во многом благодаря именно Тальони.

Благородство, красота, изящество, безупречность фигуры, грация, теперь Марию засыпали комплиментами. Её называли феей, сравнивали с бабочкой. Любопытно, что именно Марии Тальони (впервые в истории театра!) подарили цветы после её блистательного выступления.

На этом победы не закончились. Более того, Мария наконец-то нашла своё амплуа (нельзя не отметить, что опять же благодаря своему зоркому и талантливому отцу). Ей прекрасно удавались мистические, сказочные, волшебные героини. Недаром же наша героиня стала звездой именно романтического балета.

В 1832 году Филиппо Тальони поставил знаменитую «Сильфиду». Первый триумф мерк по сравнению с этой постановкой! Здесь отточено было всё: движения, декорации, костюмы! Филиппо Тальони привлёк лучших модельеров и художников, да, это был их звёздный час! Воздушная юбка, нежные полупрозрачные крылышки, белый венчик… И танцевала эта девушка-фея вовсе не на полупальцах, а на пуантах. Зрителям искренне казалось, что Мария даже не касается сцены.

Отныне «Сильфида» стала её визитной карточкой. Гранд-Опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, эта постановка украсила собой лучшие европейские театры. Кстати, «Сильфида» с успехом прошла и в Санкт-Петербурге. Забегая вперёд, скажем, что в жизни Марии  была отдельная петербургская глава, небезынтересная, как и всё в её жизни. Но сначала несколько слов о личной жизни Тальони.

Замужество Сильфиды

Мария вышла замуж в 30 лет за графа Жильбера де Вуазена (кстати, супруги уже тогда составили брачный контракт). Тальони полагался графский титул (который, впрочем, в её случае не играл особой роли), а господину де Вуазену сказочно богатая жена (но все денежные средства и предметы роскоши были под строгим контролем тестя, Филиппо Тальони, очень тщательно подходившего ко всем делам дочери). Брак, однако, быстро развалился: Жильбер оказался мотом, картёжником и заядлым бабником. Мария родила де Вуазену двоих детей, сына и дочь, но уже в 1835 году супруги оформили развод. Тальони, однако, не поставила крест на своей личной жизни: в России её ещё ждал головокружительный роман…

Петербургский период

«…Высылайте нам поскорее из Парижа Тальони», восторженно и нетерпеливо восклицал писатель-романтик Владимир Фёдорович Одоевский, автор повести «Сильфида» (символично, не правда ли?) и ценитель женской красоты. Его мольбы были услышаны; европейская слава Тальони начала меркнуть, а вот в России Марию всё ещё ждали сотни преданных поклонников, которых не смущали астрономические цены на её спектакли.

Она танцевала в Петербурге с 1837 по 1842 год. Столица была в восторге! Все её выступления сопровождались овациями, газеты пестрели лестными отзывами… Да, на эти 5 лет Тальони стала безусловным фаворитом Петербурга. Она была законодательницей мод (бледно-розовые оттенки, жемчуг), символом изящества, предметом обожания; её именем даже назвали карамельные конфеты и торты… Успех был колоссальным. Столица всколыхнулась. Трудно поверить, но петербургские гонорары Марии в несколько раз превышали парижские!

Тальони

После заключительного выступления Тальони благодарная публика вызывала свою любимицу на бис целых 18 раз. Мария, в свою очередь, сказала, что в этой холодной стране ей всегда было тепло. Да, тут необходимо отметить, что нашу героиню с Россией связывали не только карьерные вопросы, но и амурные дела. Ведь Мария несколько лет жила с князем Алексеем Фёдоровичем Трубецким и даже родила от него сына. Но волею судеб его женой стала… дочь Тальони от того самого непутёвого графа де Вуазена. В этом браке у них родилось  5 детей. Так что Мария была навеки связана с Россией не только благодаря своим блистательным выступлениям.

Неудачи Сильфиды

Надо отдать должное,  даже у самых гениальных деятелей искусства бывают откровенные промахи.  Вот и Филиппо Тальони однажды выбрал для дочери не самый подходящий номер: Мария должна была танцевать на стебельках цветов. Казалось бы, красиво и как всегда изящно, но лондонская публика приняла эту постановку холодно. Разочарованная Мария отправилась в Милан, она продолжала танцевать, но, разумеется, о прежнем успехе не было и речи.

Впрочем, её ждал и ещё один на этот раз действительно трагический эпизод.

…19 октября 1858 года в той самой прославленной «Сильфиде» дебютировала юная Эмма Ливри. Казалось бы, престарелая прима должна была ревновать и негодовать, но Тальони была в восторге! Такая хрупкость, утончённость, и это всё в 16 лет! Поражённая Мария приказала отправить талантливой дебютантке шикарный букет с вложенной запиской: «Танцуйте так же прекрасно и дальше! Позвольте всем забыть меня, но только вы меня не забывайте!» Да, балет искусство молодых, и зрители хотят видеть на сцене упругие выхолощенные тела, но ведь можно просто признать неумолимое течение времени и  превратиться из гениальной танцовщицы в блистательного педагога! Именно поэтому Мария с восторгом принялась обучать Эмму своему мастерству. Она поставила специально для неё балет «Бабочка»: колдовские чары, пылкая любовь принца и принцессы, очаровательные воздушные костюмы, изящные движения!  Тальони даже сама написала либретто. Её детище было обречено на успех. Надо отдать должное, все ожидания с лихвой оправдались: юной Эммой восхищались, газеты пестрели лестными отзывами и добродушными шаржами, а скульптор Жан-Огюст Барр создал бронзовую статуэтку девушки с трогательными хрупкими крылышками…  Но увы успех был недолог. Во время одной из репетиций воздушный костюм Эммы Ливри загорелся от искры газовой горелки и девушка за считанные секунды превратилась в факел… Эта бабочка прожила так мало: всего 20 лет. Несчастная Эмма скончалась спустя 8 месяцев. Поэт-романтик Теофиль Готье утверждал, что вокруг её гроба летали 2 белые бабочки…

Последние годы

 В 70-е годы Мария Тальони поселилась в Лондоне, где продолжила давать уроки тамошним аристократам. Балет «Бабочка» стал её первым и последним детищем; отныне потрясённая прима больше не занималась постановками. Говорят, к концу жизни Тальони уже не была так сказочно богата, впрочем, её последние годы всё же не были омрачены забвением и всепоглощающей нищетой.

…Великая Тальони скончалась 22 апреля 1884 года ровно за день до своего 80-летия. К счастью, она стала именной той бабочкой, чья жизнь в искусстве не коротка и не длинна, но вечна…

Тальони5- Марией Тальони восхищался сам Николай I. После отъезда балерины из Петербурга, император повелел поставить в царской ложе её бронзовую фигурку.

- Бытует легенда, что когда Мария Тальони пересекала границу России, на таможне её спросили: «Мадам, а где же ваши драгоценности?» Тальони чуть приподняла юбки и, указав на ноги, сказала: «Вот они».

- Несмотря на своё романтическо-нездешнее амплуа на сцене, Тальони была очень практична в жизни: она прекрасно разбиралась в материальных вопросах, всегда брала аванс и отказывалась выступать, если какие-то из её условий не соблюдались.

- Мария обожала роскошь: соболиные меха, антикварная мебель, бриллианты, — в жизни Тальони было множество этих и других атрибутов богатства.

- Возлюбленный балерины, князь Трубецкой, был фаворитом императрицы Александры Фёдоровны.

- Мария Тальони похоронена на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже. 

Валерия Мухоедова

woman on top

 

Один комментарий

  1. Не хочу оценивать сию публикацию с точки зрения исторических источников, но уж такое простое дело, как опубликовать странное имя-отчество почти главного героя, это, извините, уошмар! Запомните, дорогая! Князя Трубецкого, женившегося на дочери Марии Тальони, звали АЛЕКСАНДРОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ! Двойка Вам по истории!

Комментарии