Философия социального выбора

Апрель 19, 2014

Философия социального выбора

Когда я собиралась на зимовку в Эфиопию, мне было страшновато, и знакомые подливали масла в огонь: ты что, это же Африка, там нечего есть, негде жить и вообще убивают. Тем не менее, через  полтора месяца после возвращения с благополучной зимовки я все еще пишу эти строки. Спешу доложить, что никаких ужасов – особенно ужасов голода – со мной там не происходило.

Я долго не могла собраться с мыслями, чтобы написать в свою колонку, потому что личное знакомство с Африкой, один на один, — это опыт, который не вдруг переваришь. Даже если жить три месяца в дипломатической столице континента и не высовываться по деревням, информации к размышлению будет предостаточно.

Стоило мне заселиться в четыре часа утра в недорогой отель в Аддис Абебе и подключиться к вай-фаю, все мои страхи улетучились. Дальше все было лучше и лучше. Выяснилось, что отель с вай-фаем можно найти и дешевле, что в Эфиопии отлично умеют готовить любые блюда, по улицам ездят дорогие машины, бурно идет строительство торговых центров, никто не бедствует, а многочисленные нищие на улицах – профессионалы, которые живут на улице из поколения в поколение.

Эфиопы очень религиозны, даже в столице. Православие и мусульманство делят зоны влияния почти пополам. Есть и протестантские церкви. Вне зависимости от религии, эфиопские лица несут на себе печать огромного внутреннего достоинства, которую дает только глубокая вера в справедливость Создателя. Ни один нищий, завернутый в ветхое покрывало, не станет здесь часами вешать тебе лапшу на уши о том, как ему тяжело живется – в отличие от хорошо одетых бездельников на Кубе. Если ты отказываешь в подачке, он спокойно идет просить дальше. Ничем, кроме социального выбора, нищенство в Аддис Абебе объяснить невозможно.

По статистике, половина страны не обучена грамоте, но любой, кто ходил в школу, говорит по-английски. С  черной старушкой, перебирающей зерно во дворе какой-нибудь полной развалюхи, не без успеха можно завести светскую беседу на языке Шекспира. Появление белого человека в трущобах вызывает разве что легкое удивление и смешки. Всем наплевать на появление богатой несуразицы, если только она не слишком нахальничает с расспросами или съемками.

Однажды я забрела на страшненький рынок, где прямо на земле лежали и домашний скарб, и овощи, и одежда. По всему этому ходили куры а между рядами – овцы. Дремали на солнышке собаки, через речку-вонючку по шаткому мостику шли коровы, я все это снимала на свой скромный фотоаппарат – и никто не завел со мной разговора о том, чтобы я что-то купила или заплатила за снимок, только мелкие эфиопские пацанята бежали за мной с веселыми криками «камера». Все, включая меня, были полностью довольны жизнью в этот солнечный день.

Если образование эфиопа пошло дальше обычного обучения грамоте, он скорее всего трудоустроен и имеет в доме прислугу. Образованная эфиопская женщина не станет заниматься домашним трудом на всю семью сама, это ниже ее достоинства, и замуж она выйдет только за ровню. Можно не быть богатой, но если ты образована лучше других, ты даешь им работу в своем доме, а сама занимаешься тем, чему с таким трудом обучилась. Учиться или не учиться, быть нищим или не быть – это выбор в Эфиопии. Никто никого не заставляет получать образование, но те, кому оно нужно, его получают.

Разумеется, в Аддис Абебе существует и криминал, и проституция – как и в любой мировой столице. Ситуация усугубляется тем, что темнокожие эфиопы способны буквально растворяться в темноте, и это жутковатое зрелище. Хлопать ушами на улицах не надо, и бродить в одиночку после захода солнца тоже – но это элементарные правила техники безопасности. То, как люди себя там ощущают, их сдержанные деликатные манеры, предельное спокойствие – то, чему я никак не думала поучиться в «дикой африканской стране».

Я вернулась оттуда очень спокойной . Не последнюю роль в этом, конечно, сыграли и горный воздух, и красота местной природы, и яркое африканское солнце. Но главное, конечно, – это люди. Идущие с корзинами на головах, едущие в новых или старых машинах, погоняющие ослов, варящие на улице кофе, делающие покупки в больших нарядных магазинах или на маленьких грязных рынках – все они несут в себе философию социального выбора, который каждый человек делает для себя сам и должен иметь смелость с этим жить. Смелости эфиопам не занимать, не зря же символ этой страны – коронованный лев.

От редакции: 

 

Вам нравится колонка Олеси? Поддержите ее автора в конкурсе, который проводит Институт АкваМарис! Если Олеся победит, она примет участие в экспедиции по адриатическому побережью Хорватии и съёмках программы «Всё как у зверей» о дельфинах, паранормальных амфибиях и прочих достижениях эволюции. И, конечно, расскажет много интересного своим читателям))

Олеся Кривцова

Олеся Кривцова – копирайтер, писатель, художник, специальный корреспондент Woman on Top в экзотических странах.

Комментарии