Женщины в мужском амплуа

Апрель 7, 2015

Женщины в мужском амплуа

На протяжении многих тысячелетий мужчины и женщины тщетно пытаются понять друг друга, поменяться ролями, примерить на себя ту или иную модель поведения, подобно платью или деловому костюму. Каково это — быть сильным и властным мужчиной, добытчиком и лидером, самостоятельно принимающим все серьёзные решения и тщательно оберегающим свою семью от любых невзгод? И что значит это загадочное словосочетание «быть женщиной»? Изнеженно-хрупкой, ласковой, пахнущей сладкими духами и мастерски создающей домашний уют, словно по мановению волшебной палочки… Или это не более чем стереотипы, и настоящие мужчина и женщина совсем иные?

Пресловутая тема смены ролей и обличий неоднократно обыгрывалась в искусстве, причём как в драматическом (можно вспомнить фильм «Таинственный Альберт Ноббс» с Гленн Клоуз), так и в комедийном ключе (взять ту же раскрученную «Любовь-морковь»).

Так почему же мужчины хотят быть похожими на женщин, а представительницы прекрасного пола мастерски перевоплощаются в своих «оппонентов»? Любопытно, что причины для таких метаморфоз всегда разные. Для одних — это вынужденная необходимость, для других — вожделенная прихоть, не более чем богемно-эпатажная причуда, для третьих — непреодолимое стремление ломать стереотипы, дабы приблизиться к равноправию, а для четвёртых —жгучее нежелание мириться с собственным телом, данным от рождения.

Редакция Woman on Top уже рассматривала самые яркие случаи мужских перевоплощений в женщин, поэтому сегодня речь пойдёт о прекрасных дамах в нетипичном для себя обличье. Попытаемся разобраться, почему наши необычные героини всё же решили обмануть природу, попробовать себя в новом амплуа, и чем же это в конце концов закончилось.

Папесса Иоанна

Героиня средневековых хроник, обманом занимавшая папский престол под именем Иоанна VIII. По легенде, необычная девочка родилась в семье английских миссионеров, проживавших в Германии. В 12 лет она неожиданно переоделась папесса иоаннаюношей и поступила в местный монастырь, сразив всех своей набожностью и тягой к знаниям. Не желая возвращаться к прежней жизни, Иоанна усиленно грызла гранит науки, а затем отправилась в Рим, где якобы получила огромную известность из-за своего остроумия.

После смерти папы Льва IV именно её пригласили занять его место: истовые католики, разумеется, и не подозревали о столь бессовестном подлоге, но оглушительная правда открылась на третьем году пантификата псевдо-Иоанна. И виной тому, конечно, человеческая страсть и порочность. По легенде, наша героиня влюбилась в своего камердинера, от которого вскоре забеременела. Не совсем понятно, как Иоанна планировала скрыть от окружающих свой весьма странный вид и куда впоследствии спрятать ребёнка — видимо, эти логические звенья нам никогда не удастся восстановить, но схватки настигли её совсем некстати: в момент торжественной процессии, идущей от собора святого Петра к Латерану. Строгий и величественный Папа Римский неожиданно с криком упал на землю, и каково же было возмущение верующих, охваченных религиозным экстазом, когда они увидели, что Иоанн оказался… женщиной, да к тому же разрешающейся от бремени! Оскорблённая позорным обманом толпа молниеносно закидала еретичку и младенца камнями, — именно так, согласно хроникам, закончилось смелое перевоплощение Иоанны.

Любопытно, что начиная с XV века, эта легендарная личность неоднократно подвергалась сокрушительным разоблачениям; историки говорят, что упоминания о ней не более чем приписки поздних авторов, а сама история  - провокация, направленная против института папства. Но так или иначе, Иоанна продолжает вызывать интерес и по сей день: о ней пишут романы и снимают фильмы (так, в современной кинокартине «Иоанна — женщина на папском престоле» её сыграла популярная немецкая актриса Йоханна Вокалек).

Жорж Санд, она же Аврора Дюпен

Французская писательница, интеллектуалка, знаменитая возлюбленная Альфреда де Мюссе и Шопена, а также необычайно смелая для XIX века особа. Она бунтовала против рабской доли женщин, униженных мужьями, и нашла в себе силы не только развестись с простоватым и грубоватым супругом, изменявшим ей направо и налево, но и выбрать свой Жордж Сандпусть, свободный от гендерных предрассудков. У Жорж было мнение, пожалуй, по всем острым вопросам. Именно она обратила внимание на щекотливую тему первой брачной ночи (женщина XIX века говорит о сексе! неслыханно!), устыдив беспардонных мужчин, не считающихся с тонкостями душевной и физической организации своих супруг и молниеносно требующих чувственных ласк во всём их многообразии. Да-да, именно таким и был её супруг Казимир Дюдеван, который так и не сумел открыть для Жорж богатый мир сексуальных отношений, зато постоянно обвинял ей в недостатке страстности.

«Даже самая мысль о сближении без любви гнусна. Женщины, которые ценою близости добиваются власти над мужем, нисколько не лучше проституток, продающихся за хлеб, и куртизанок, продающихся за роскошь», — смелое утверждение, не так ли?

Зато после развода Жорж сама выбирала себе возлюбленных, не опираясь на мнение общества.

Правда, вот незадача мужчины слишком часто оказывались слабее этой незаурядной женщины. Всё дело в том, что в ней был необычайно силён материнский инстинкт.

Жорж Санд взяла от мужчин не только псевдоним и лучшие качества характера, но и сам имидж. Она с юности любила носить костюм, правда, в этом не было ни малейшей вычурности и желания эпатировать публику. Обувь на тонкой подошве слишком быстро изнашивалась, лёгкие платья пачкались и рвались, а изящные шляпки попадали под обстрел водосточных труб… Да, тогдашняя атмосфера Парижа была не слишком ласковой к модницам. Так что мужской образ Жорж Санд был прежде всего обусловлен тягой к комфорту, хотя, конечно, наша незаурядная героиня во многом просто не вписывалась в типичные представления о женщинах, поэтому и искала новые формы для самовыражения.

Зинаида Гиппиус

«Петербургская Сафо», «декадентская Мадонна», «белая дьяволица», «рыжая Сатанесса», «андрогин с холста Содома» — как только не называли эту талантливую поэтессу, тщательно вылеплявшую свой противоречиво-скандальный имидж и постоянно подливавшую масло в огонь. «Я ненавижу человечество», «Но люблю я себя, как Бога», «Хочу того, чего не бывает!» — таковы визитные карточки её внутреннего «я». Кстати, любимой фразой Гиппиус было упрямое восклицание: «Я не согласна!» С Богом, с природой, с мужчиной, со властью, — да неважно с чем именно, просто со всем!»

Зинаида Гиппиус 2Она была женщиной до самых кончиков своих золотисто-рыжих волос и лукавых искорок в зелёных русалочьих глазах, обожала кружева и драгоценные камни, узаконила в Петербурге моду на макияж, а незадолго до смерти даже убежала от врачей, дабы… сделать перманентную завивку. И при этом Зинаида Николаевна тяготела к мужским псевдонимам (Антон Крайний, Денисов, Товарищ Герман, вот лишь немногие из них), писала стихи от мужского имени, щеголяла в трико (такой её и запечатлел Леон Бакст на знаменитом портрете), курила крепкие ароматические папиросы и не гнушалась скверного словца. Во всяком случае её лирическая ипостась — критик Антон Крайний — в пух и прах разносил неугодных литераторов, называя их «недоносками», «кретинами» и «бездарностями».

Она прожила с мужем Дмитрием Мережковским 52 года, не расставаясь ни на день. И при этом слава об её амурных похождениях настолько будоражила Северную Пальмиру; например, поговаривали, будто она коллекционирует перстни своих любовников и вешает их у изголовья кровати (этакие трофеи!). Ей приписывали романы с женщинами, а также постоянно обсуждали их отношенческий треугольник (Гиппиус-Мережковский-Дмитрий Философов). Вместе с тем Гиппиус открыто отрицала плотскую составляющую семейных отношений и дала зарок на протяжении всей жизни сохранять невинность… Удивительные парадоксы, не правда ли? Конечно, нам не дано понять, какой на самом деле была эта женщина, и какие из этих мифов правдивы. Зато можно предположить, что для неё перевоплощение в мужчину было способом привлечь внимание, поиграть с публикой, слегка эпатировать. Этакая изысканная игра, при этом неотделимая от самой жизни.

Алан Харт, она же Альберта Люсиль Харт

Американский врач и писатель, исследователь тубербулёза, автор трудов по рентгенологии. Эта история отличается от всех предыдущих хотя бы тем, что наша героиня с самого детства ощущала недовольство своей женской сущностью. Харт не хотела играть, она действительно страстно желала сменить пол, разбив вдребезги все гендерные нормы. Альберта в 2 года потеряла отца и пообещала сокрушённой матери вырасти и стать мужчиной, дабы защищать её от любых невзгод. Собственно, всю свою жизнь она и подчинила этому неожиданному для рубежа XIX-XX веков стремлению. Впрочем, Альберта прославилась не только благодаря тому, что в конце концов перенесла операцию, сменила имя и стала вести самый что ни на есть мужской образ жизни, но и потому что была умна и прекрасно разбиралась в медицине. В те времена в этой области отдавалось безусловное предпочтение сильному полу, что тоже сыграло немаловажную роль в принятии её судьбоносного решения. Слишком уж тяжело женщинам было пробиться в науку, ведь мало кто готов был воспринимать их мнения и открытия всерьёз.

Альберта Харт

История врача Харта вызвала широкий общественный резонанс, его отношения порицались, а образ жизни был непрестанной мишенью для насмешек. Впрочем, эта последовательная травля не помешала Алану дважды жениться, успешно заниматься писательской деятельностью и врачебной практикой, а также стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Так что доктору Харту не только удалось полностью уйти от ненавистного женского статуса, но и доказать миру свою значимость в развитии медицины.

Дороти (Билл) Типтон

Эта американская девушка была вполне женственной, носила шляпки и мило улыбалась на фотографиях, но вот незадача, однажды она влюбилась… в джаз. И что в этом такого, спросите вы? В джазе, как известно, только девушки: уж где-где, а в музыке дамы могут чувствовать себя относительно свободно и комфортно. Но не тут-то было! Дороти тщетно пыталась устроиться в джазовый оркестр, однако тамошние руководители, отдав дань безусловному таланту Типтон, отправляли её восвояси именно из-за половой принадлежности. Тогда девушка решила пойти на крайние меры: коротко постриглась, забинтовала грудь, надела мужской костюм, а затем умудрилась получить документы на новое имя. После этого жизнь Дороти сильно изменилась. Свой коллектив, бесспорное лидерство, уважение и доверие коллег, признание со стороны зрителей и слушателей, — стоило зачесать волосы назад, одеть двубортный пиджак, спрятать грудь — и вот ты уже на коне!

Дороти ТиптонНадо сказать, что Дороти весьма преуспела в своём виртуозном перевоплощении. «Его походка, речь, позы, всё было типичным для мужчины. Он никогда не скрещивал ноги, не теребил волосы. У него был тенор, хоть и немного высоковатый», — вспоминали очевидцы о своём коллеге. Немало удивляет и тот факт, что Билли был женат аж 5 раз, причём некоторые из его супруг, как и усыновлённые дети, так и не поняли, что Типтон был женщиной и вовсе не менял пол! Невозможно представить, какого труда и изворотливости стоила подобная конспирация нашей героине! Билли тщательно оберегал свой миф об аварии, в которую он якобы попал (отсюда вымышленные шрамы, бинты, необходимость постоянно поддерживать позвоночник и тазовые кости). Типтон властно отсекал любые сомнения насчёт своего пола. Вот чего-чего, а лидерских качеств ему было явно не занимать. Именно поэтому друзья, коллеги и даже любимые жещины безоговорочно верили Билли, нисколько не умаляя его мужественности.

История Типтона и по сей день вдохновляет писателей и коллег по музыкальному цеху. В 1999 году Диана Вуд Миддлбрук выпустила книгу «Мне подходит: двойная жизнь Билли Типтона», а ещё его именем назван женский саксафонный квартет. Как бы там ни было, гендерная метаморфоза американской любительницы джаза оказалась более чем успешной. И личная, и творческая жизнь Билли Типтона вполне удалась.

А какие случаи перевоплощений женщин в мужчин известны вам?

Валерия Мухоедова

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии