Нобелевские лауреаты: женский род в литературе

Декабрь 8, 2015

Нобелевские лауреаты: женский род в литературе

Поэтессы, писательницы, драматурги — в истории мировой литературы есть немало громких женских имен. При этом самые престижные награды достаются чаще всего мужчинам (чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть список Нобелевских лауреатов). Но не будем сгущать краски: и в нашей закономерности есть немало ярких исключений. Так, в 1909 году эту внушительную премию впервые получила женщина-литератор — шведская писательница Сельма Лагерлёф. Впрочем, и после неё представительницы прекрасного пола отнюдь не ослабили своей хватки. В преддверии вручения Нобелевской премии по литературе, которой в этом году впервые удостоен русскоязычный автор - Светлана Алексеевич, редакция Woman on Top вспоминает самых интересных женщин-лауреатов, получивших легендарную награду. Они представляли разные страны, эпохи и направления, так что сближает их только одно — самобытность и талант.

Габриэла Мистраль — знаменитая латиноамериканская писательница и поэтесса, подруга Стефана Цвейга, видный борец за права женщин и педагог, вдохновивший Пабло Неруду. Она родилась в семье простой кухарки и сельского учителя, привившего девочке художественный вкус, но рано оставившего жену и дочь. Юная Габриэла (тогда ещё Лусила Годой Алькайяга) пошла по стопам отца: девушка начала преподавать в провинциальной школе в 15 лет, даже не получив Мистральаттестат. Тогда же она начала публиковать свои первые стихи. Впрочем, основной творческий импульс Габриэле дала любовная травма: бурное расставание с женихом привело к трагедии — эмоциональный юноша покончил с собой, а 18-летняя девушка с того момента не расставалась с блокнотом и ручкой. «Уж двадцать лет, как в грудь мою вложили — её рассек кинжал — огромный стих, встающий, словно в море девятый вал», — писала Мистраль. Несмотря на природную скромность, Габриэла быстро продвигалась по карьерной лестнице, и в 1917 году заняла пост директора школы, где тогда учился Пабло Неруда. Будущий поэт, кстати, был очень благодарен своей неординарной наставнице: «Я могу сказать, что Габриэла Мистраль приобщила меня к серьезному и беспощадному взгляду на мир русских романистов и что Толстой, Достоевский, Чехов вошли в круг моих самых любимых писателей». Талантливая женщина немного опережала своё время: ни литературный успех, ни карьера не способствовали её личному счастью. Мужчины до конца не понимали эту тонкую натуру, часто обманывали впечатлительную Габриэлу, разрушив тем самым её надежду на прочный брак и радость материнства. «Сына, сына, сына! В минуты счастья земного сына, чтоб был твой и мой, я хотела», — восклицала поэтесса после очередного предательства. В будущем её ждало ещё несколько страшных событий: самоубийство верного друга Стефана Цвейга и смерть родного племянника, которого Мистраль воспитывала как своего ребёнка. Габриэла так и не обрела простое семейное счастье, зато много путешествовала, общалась со знаменитыми литераторами и политиками,  принимала активное участие в работе Лиги Наций и ООН, стала послом Чили в Лос-Анджелесе и ни на минуту не прекращала писать. Неудивительно, что в 1945 году наша героиня удостоилась Нобелевской премии «за поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».  

Нелли Закс — эта талантливая немецкая поэтесса родилась в богатой еврейской семье в 1891 году. Ещё ничего не предвещало катастрофы: девочка жила в Берлине, занималась танцами, охотно штудировала отцовскую библиотеку и мечтала стать грациозной балериной. Впрочем, в 15 лет Нелли прочитала «Сагу о Йёсте Берлинге» Сельмы Лагерлёф и так Заксвпечатлилась, что тут же написала автору письмо (к слову, переписка затянулась на долгие годы) и оставила свои грёзы о сцене. Наша героиня начала сочинять и даже попала в поле зрения Стефана Цвейга, похвалившего девочку за «непосредственность». Кстати, у Нелли Закс, как и у Габриэлы Мистраль, было очень много трагических эпизодов, связанных как с творчеством, так и с личной жизнью: её влюблённость в юношу, с которым девушка познакомилась на одном из курортов, закончилась расставанием — как потом выяснилось, навсегда. Молодой человек был замучен в концентрационном лагере, о чём Нелли узнала много лет спустя (это трагическое событие стало творческим стимулом для её поздних стихов). В 1930-м году умирает отец нашей героини, а вскоре к власти приходит Гитлер: привычная уютная европейская жизнь трещит по швам, но поэтесса не оставляет творчество и всё глубже погружается в сложный мир каббалистической мистики, предсказаний и хасидизма. Она отказывается от традиционной формы и находит себя в нерифмованной поэзии, полной намёков и недосказанности.

В 1940 году по протекции королевской семьи Нелли Закс вместе с матерью выезжает в Швецию, спасаясь от нацистских преследований. К сожалению, к тому моменту Лагерлёф, идейная наставница и вдохновительница нашей героини, скончалась, поэтому женщины оказались в новой стране в полном одиночестве и вынуждены были начинать жизнь с нуля. Этот мотив изгнанничества, изоляции, преследования, вынужденных страданий проходит сквозной линией через всё творчество поэтессы.

там 
плавает рыба
её парус-плавник утраченной родины 
разлитое чёрное время 
приводит на погост.

(стихотворение «Тот, кто умрёт здесь последним»).

Нелли Закс на протяжении всей жизни осмысляла трагический опыт своего народа. Она писала не только стихи, но и пьесы, и драматические отрывки, предназначенные для исполнения на сцене. В 1960 году Нелли Закс присуждают престижную премию Анетты фон Дросте-Хюлшофф, ещё через 5 лет она удостаивается награды Мира западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, а спустя год становится Нобелевским лауреатом «за выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа». Эту премию поэтесса разделяет с израильским писателем Шмуэлем Агноном.

Вислава Шимборская. Эта миниатюрная элегантная дама и автор верлибров — настоящая гордость польского народа. Её стихи на русский язык переводили Анна Ахматова, Давид Самойлов, Асар Эппель и Наталья Горбаневская. Впрочем, ШимборскаяШимборская была популярна и за пределами Восточной Европы: книги поэтессы издавались на шведском, японском, китайском и даже арабском. Кстати, пани Вислава хорошо владела русским и французскими языками и сама занималась стихотворными переводами.

Наша героиня родилась 2 июля 1923 года неподалёку от Познани, но всю сознательную жизнь прожила в Кракове. Во время немецкой оккупации Вислава работала на железной дороге, а затем поступила в Ягеллонский университет (среди его выпускников множество ярких фигур: Иоанн Павел II, Станислав Лем и Кшиштоф Занусси). Шимборская изучала полонистику и социологию и уже тогда писала стихи, которые начала публиковать после Победы. Её тогдашняя манера существенно отличалась от позднего творчества: никаких верлибров, всё вполне традиционно, без трагикомических аллюзий, гротесковых пируэтов и рефлективности. Перелом в творчестве назрел к концу 1950-х: Шимборская стала экспериментировать с формой, но её новаторские приёмы никогда не оттесняли смысловую сторону стихов.

Любопытно, что в свободном доступе не так уж много информации о поэтессе. Эта скупость фактов иронично обыграна в одном из стихотворений Шимборской:

Независимо от продолжительности жизни

автобиография должна быть краткой.

 

Следует сжато изложить факты.

Пейзажи заменить адресами,

смутные воспоминания точными датами.

 

За свою долгую творческую карьеру пани Вислава получила 3 престижных регалии (не считая статуса Нобелевского лауреата): Премию Гёте в 1991-м году и Гёрдера в 1995-м, а незадолго до смерти Шимборская удостоилась Ордена Белого Орла (высшая награда Польши и, между, прочим одна из старейших). Внушительный список, не правда ли?

В 1996 году польской поэтессе была присуждена Нобелевская премия «за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».

Эльфрида Елинек — австрийская романистка, поэтесса, драматург, литературный критик и, пожалуй, самая скандальная из выбранных нами фигур. Посудите сами: о чём может писать добропорядочная жительница Вены? Сперва воображение рисует притягательную картину: утопающий в зелени парк Бельведер, пышное барокко Церкви Святого ЕлинекПетра, гармонично разлитая в воздухе музыка Моцарта, уютные кофейни, в которых ангелоподобные белокурые детки уплетают яблочные штрудели с шоколадным сиропом… Представили? Но не тут-то было: Эльфрида Елинек разрывает в клочья все буржуазные ценности, патриархальные традиции, понятия о морали и прочие идиллические картинки. Писательница постоянно показывает, что за благопристойным выхолощенным фасадом скрывается прогнившее человеческое нутро с фобиями, сексуальными перверсиями и прочими психическими аномалиями (привет дедушке Фрейду!). Властные матери, престарелые девственницы-фетишистки, взвинченные гормональными всплесками юноши, неблагополучные подростки, шокирующие сцены насилия и убийств, феминистские подтексты и критика общества, — весь этот взрывоопасный коктейль и составляет творчество Елинек (никакой тебе шоколадной глазури с торта «Захер»).

Собственно, и сама жизнь Эльфриды складывалась далеко непросто: отец сошёл с ума, мать воспитывала дочку в строгих католических традициях и заставляла её заниматься музыкой; наша героиня постоянно и напряжённо училась — это привело к тому, что в 1967 году девушка начала страдать от нервных срывов и навязчивых приступов страха… Но в этот самый стрессовый момент она начала писать: сначала стихи, а потом и прозу, каждый из которых быстро приобретал скандальный статус. Пожалуй, самым известным её произведением является роман «Пианистка» (по книге был снят одноименный провокативный фильм Михаэля Ханеке, тоже наделавший немало шума в обществе). Критики бросились проводить параллель с жизнью героини Эрики и самой Эльфриды, но та настойчиво призывала отказаться от однобоких трактовок. «По всей видимости, критики часто не в состоянии сделать различие между мной как личностью и тем, что я описываю, то есть между автором и “сообщением”, которое содержится в его текстах. Рецензенты обрушиваются на “вестника”, вместо того чтобы хоть раз задуматься над “вестью”. Они не могут расшифровать мой эстетический код и скользят по поверхности, обращая внимание на голое высказывание, приписывая его мне», — говорила Елинек в одном из интервью.

В 2004 году писательница получила Нобелевскую премию «за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы». Несмотря на то, что это событие уже давно не является злободневным, читатели и критики и поныне спорят о правомерности такого решения.

Дорис Лессинг — британская писательница-фантаст, доктор Гарвардского университета, лауреат международных премий, бывшая коммунистка, феминистка и сторонница идей суфизма. Наша героиня родилась в 1919 году в далёкой Doris LessingПерсии (её отец был военным, а мать медсестрой). Вскоре семья перебралась в Южную Родезию, поэтому детство девочки прошло среди песчаных равнин, кустарниковых саванн, диких зверей и мировоззренческой пропасти между белыми колонизаторами и коренным африканским населением. Дорис горевала в далёкой глуши и не находила себе места; впрочем, по собственному признанию, именно благодаря своему неустроенному детству она и начала творить. Девочка училась в католической школе, которую потом бросила, и в будущем так и не получила фундаментального образования, зато сменила множество профессий от сиделки до журналиста. В Южной Родезии её ждало два неудачных брака и рождение трёх детей, но в 1949 году Дорис оставила прошлое на африканском континенте и причалила к берегам Туманного Альбиона. В Лондоне Лессинг успешно начала писательскую карьеру: её литературным дебютом стал роман «Трава поёт».

На протяжении всей жизни наша героиня работала с разными жанрами: от автобиографических и социальных зарисовок до сатиры и научной фантастики. Её роман «Золотая тетрадь» и вовсе стал настольной книгой феминисток по всему миру. «Настоящая революция наших дней — это восстание женщин против мужчин», — писала Лессинг. Именно эти идеи во многом обеспечили её общемировую популярность. В 2007 году наша героиня получила Нобелевскую премию «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

Валерия Мухоедова

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии