Ольга Рябинкина и Софья Хасиева: как добиться бизнес-успеха

Февраль 10, 2016

Ольга Рябинкина и Софья Хасиева: как добиться бизнес-успеха

Ольга Рябинкина и Софья Хасиева — лауреаты национальной премии «Бизнес-Успех» в номинации «Народный предприниматель». Их проект — семейный клуб «Mamas’ Place» набрал наибольшее число голосов по итогам открытого онлайн-голосования. Почему это произошло, разобраться несложно: то, что придумали эти две девушки, в буквальном смысле способно изменить к лучшему жизни многих людей — в первую очередь, молодых мам и их детей. 

«Mamas’ Place», расположенный в «Гараже», в Парке Горького, - это место, где мамы могут с пользой провести время, занимаясь йогой вместе с ребенком; послушать интересную лекцию или принять участие в творческих мастер-классах по созданию предметов интерьера, аксессуаров и игрушек; выучить английский с носителем языка или посмотреть спектакль. 

В чем особенность подобного бизнеса, сложно ли добиться успеха, занимаясь развитием родительско-детского проекта, а также каково это — совмещать предпринимательскую деятельностью с ролью мамы, Ольга Рябинкина и Софья Хасиева рассказали Woman on Top.

Софья, Ольга, как к вам пришла идея открыть клуб для мам и детей?

Софья: Наш проект появился потому что мы сами нуждались в нем. Мы с Олей познакомились на йоге, когда были беременны вторыми детьми. И начав активно общаться, ездить друг к другу в гости, неожиданно обнаружили, что в Москве нет мест, где мамы могут в комфортной обстановке встретиться друг с другом и привести с собой детей. В ресторанах тогда курили, кроме того, нам хотелось, чтобы это было место, где будет интересно и мамам, и малышам. Когда в семье рождается ребенок, весь мир начинает вращаться вокруг него. Но тут важно помнить, что интересы и развитие мамы и всей семьи, где появился ребенок, так же важны. Особенно, если учесть, что многие в декрете открывают в себе творческие способности, осваивают новые, более адаптированные под ритм жизни с ребенком, профессии, и потом уже не хотят возвращаться на старую работу. Раз существуют всевозможные бизнес-тренинги, дистанционные клубы, йога для беременных, почему бы не создать пространство, ориентированное на развитие мам?

Но при этом в Mamas’ Place проходят развивающие занятия для детей…

Софья: Все дело в том, что эта идея интересного время препровождения всей семьи, и мамы в частности, оказалась слишком революционной. Многие мамы приходили к нам и спрашивали: «А где же развивающие занятия для детей?». И хотя мы не оставили наше генеральную идею, что мама может развиваться сама, а вместе с ней и малыш, но мы прислушались к запросу и в течение трех лет постоянно корректировали программу. У нас остались семейные выходные, мы ставим и показываем спектакли, организуем концерты. Прийти к нам, погулять потом всем вместе по парку – отличная альтернатива выходным в торговом центре.

А до проекта вы чем занимались?

Софья: Я работала в министерстве, потом долгое время возглавляла компанию, которая проводит социологические исследования. С одной стороны, мне там нравилось – я создавала компанию с нуля и в итоге уже смогла наладить процессы, все было стабильно, это был хорошо отлаженный бизнес. С другой – хотелось чего-то более душевного, связанного с детьми. Когда я узнала, чем занимается Ольга, увидела, как много в этой работе креатива, я поняла, что мне это тоже очень интересно. При этом я сама мало разбиралась в подобных вещах, поэтому у нас получилась отличная команда: Оля отвечает за креатив, я – за финансы.

mamas2

То есть в команде у вас четкое распределение обязанностей?

Ольга: Да, Софья в нашем тандеме — левое полушарие, а я — правое. Когда я решила заняться бизнесом, мне было очень сложно. Я словно бежала за красивыми огоньками, но не понимала, как все устроено, и в результате набила немало шишек. Благодаря Соне я многому научилась. Когда она сказала, что хочет делать проект вместе со мной, я очень обрадовалась. Потому что наконец-то нашелся человек, который смог навести порядок в моем разноцветном мозаичном сознании.

У меня был опыт работы в крупных корпорациях: я управляла отделом в Zara, руководила магазином в Bosco. А потом я создала свой магазин детских товаров, и с этого-то и началось все творчество, различные мероприятия, знакомства с интересными людьми – в частности, с креативным директором Парка Горького, которая мне предложила сделать детскую программу на открытом воздухе. Это был мой первый большой проект, когда мне пришлось курировать одиннадцать площадок одновременно.

Волновалась?

Ольга: Я никому не сказала, что это мой первый проект такого масштаба. Меня спросили: «Ты справишься?». Я ответила «Да, конечно. Каждый раз такое делаю».

Что этот опыт дал тебе?

Ольга: Как раз тогда я и поняла, что в Парке не хватает мест для малышей, и за счет это появилась идея создать пространство для мамы и ребенка.

mamas6

Получается, что ваш проект стартовал, когда у вас уже были дети, и вот-вот должны были родиться новые. Как вам удалось это совместить?

Ольга: Я считаю, что семья и работа — это два стула, на которых одновременно усидеть невозможно, поэтому постоянно приходится ими жонглировать. Вообще я за честность. Если на каком-то временном промежутка работа для тебя — на первом месте, важно честно сказать об этом родным. Поэтому я стараюсь все тщательно планировать. Если я провожу с семьей мало времени, то стараюсь делать это качественно. Но откровенно говоря, баланс – очень сложная штука.

Софья: У меня немножко другая история. Мне нравится быть вовлеченной в несколько активностей одновременно, нравится, когда они подпитывают друг друга. Это касается в том числе и семьи. Наш проект хорош еще и тем, что на работу можно взять детей и делать что-то с ними вместе.

Сейчас появляется все больше детских клубов. Сложно ли с ними конкурировать?

Ольга: Конкурентов у нас изначально было немного. Это очень непростой рынок. Когда мы стартовали, то думали, что мы уникальные. Но со временем розовый флер проходит, и ты понимаешь, что конкуренции нет там, где действительно тяжело заработать. Да, есть похожие проекты в другой части Москвы, но именно поэтому они не являются нашими конкурентами: мама с маленьким ребенком не поедет на другой конец города. На спектакли, концерты – может быть. Но только не на ежедневные программы.

Вы привлекали инвестора?

Ольга: Нет, первые вложения – это наши личные средства.

Как быстро удалось выйти на самоокупаемость?

Софья: Пока что клуб находится на стадии самоокупаемости. Но параллельно с ним мы развиваем другие направления – например, агентство семейных праздников, которое приносит основную прибыль. Мы организуем как маленькие, так и большие праздники, в том числе корпоративные мероприятия: семейные дни в крупных компаниях — таких, например, как Johnson & Johnson и Pampers.

А можно ли, развивая подобный проект, рассчитывать на господдержку?

Софья: Мы постоянно получаем восторженные отзывы от чиновников самого разного ранга. Но проблема в том, что бюджетные учреждения не могут безвозмездно предоставлять нам пространство. А нам нужно вкладываться в рекламу, маркетинг, педагогов, оборудование. Государственные программы под это просто «не заточены».

Ольга: Нам говорят: «Конечно, приходите, вы такие классные, все так замечательно, очень здорово. Можете делать программы в любом районе Москвы». А по факту ничего не получается, потому что в таком случае у нас просто не останется денег на развитие.

Ольга: Мы пытались работать на трех разных площадках. «Гараж» предложил нам самые выгодные условия. Изначально мы мечтали о своем месте, но сейчас, чем дольше мы находимся на этом рынке, тем лучше понимаем, как он работает, и как это непросто.

Основные сложности, с которыми вы сталкиваетесь…

Софья: У тебя есть пара часов (смеется)? Мне кажется, что главная сложность – это нехватка человеческих, временных и финансовых ресурсов. Неприятный факт, учитывая то, что у нас постоянно рождается столько классных идей, которые хочется немедленно воплотить в жизнь!

mamas5

Как мамы узнают о вас?

Ольга: В основном из социальных сетей и благодаря сарафанному радио. Мне кажется, это лучшие каналы для рекламы детских проектов. Абсолютное большинство наших мам сидят в Инстаграме и Фейсбуке. Очень интересно отслеживать пики их активности – девять утра и десять вечера. Это то самое время, когда мамы могут заняться собой. И если размещать информацию в это время, то они ее замечают.

Что бы вы порекомендовали девушкам, которые хотят сделать проект в этой сфере?

Софья: Обязательно начинать с составления бизнес-плана. Мы этот этап пропустили, а потом удивлялись, почему цифры не сходятся. Нужно изначально определять, чего ты хочешь получить в этом проекте, зачем это нужно тебе и окружающим. И, конечно, все внимательно просчитывать, чтобы потом не было вопросов, почему были вложены деньги, а клиенты не пришли.

Ольга: Нужно понимать, кто твоя аудитория, откуда она узнает о твоем проекте, как ее привлечь. Ставить себе конкретные цели, планировать время, потому что остальное – это мечты, а мечты к бизнесу не имеют никакого отношения. Важно помнить, что детский рынок – высококонкурентный. Легче всего раскрутить развивающий клуб, который расположен в спальном районе, где мама может позаниматься с ребенком и быстро вернуться домой. Но у нас, например, совсем не такой клуб – до нас нужно доехать, у нас есть авторы и методики, которые работают только у нас. Когда вы создаете подобный бизнес, нужно четко понимать, в какую нишу вы попадаете и как будете зарабатывать деньги.

А еще очень важно собрать вокруг себя единомышленников, соратников. Один в поле – не воин. Mamas’ Place сейчас – это прежде всего команда профессионалов, где каждый человек вовлечен в процесс.

Получается, преуспеть в этой сфере очень непросто. Как вы себя поддерживаете, мотивируете?

Софья: Ну, во первых, важно понимать, что это – сложный тернистый путь. С другой стороны, есть очень классная методика малых шагов, когда ты разбиваешь этот путь на понятные подзадачи и фиксируешь свои маленькие победы. Три года назад к нам приходило два человека (и это уже была победа), а сегодня от посетителей нет отбоя (и это тоже победа).

Ольга: Кроме того, любая неудача – это опыт, который впоследствии пригодится. В сложные моменты очень легко опустить руки. Помните эту притчу, которая «гуляет» по интернету? Когда два человека ищут алмазы, снимают землю слой за слоем, и один решает все бросить, когда до победы остается всего один взмах лопатой? Чтобы получить свой алмаз, нужно постоянно напоминать себе, зачем ты все это делаешь.

У меня есть очень четкое понимание, что мы все делаем не зря. Премия «Бизнес успех» — тому подтверждение. У нас есть огромное количество планов, которые мы постоянно корректируем. Но уже если просто сравнить то расписание, которое мы составляли три года назад, с тем, что мы составляем сегодня – это сильно мотивирует. Я вижу, как мы выросли, у нас все занято на полгода вперед.

Важно понимать, что путь состоит не только из взлетов, но и из падений. И эти падения формирует некую подушку, которая помогает не упасть дальше, если ты все правильно сделаешь.

Софья: Но, опять же, у вас должна быть ясная цель, к которой нужно постоянно возвращаться. Кроме того, мне помогает переключение между идеями и проектами.

Ольга: Да, переключение действительно помогает. У нас недавно был опыт работы в качестве бизнес-тренеров. Мы ездили в Мордовию, в Челябинск, в Кемерово и делились предпринимательским опытом с другими. С одной стороны, это была возможность ненадолго сменить сферу деятельности, с другой – увидеть, что мы уже действительно многого добились и нам есть, что рассказать.

mamas3Вы получили премию «Бизнес-успех», а что для вас значит это слово – успех?

Софья: Успех, мне кажется, больше связан с оценкой окружающих, а не с внутренним ощущением. Для меня успех – это то, что нас так высоко оценило профессиональное жюри премии. Значит, наша идея интересна и востребована. Мы знаем, что наш клуб любим мамам, которые к нам приходят и оставляют благодарные отзывы, но получив признание от профессионального сообщества, можно считать, что это успех.

Ольга: Да, я согласна абсолютно, что признание это, наверное, и есть успех. Потому что сейчас очень много женских и родительско-детских проектов, интересных и не очень. В жюри Премии были представители крупнейших корпораций, очень разных по роду деятельности, и такие люди вполне резонно не рассматривали всерьез большинство подобных проектов. У нас все было по-другому: мы не только победили, к нам постоянно подходили люди и говорили о том, что проект действительно хороший.

Что же, по-вашему, нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Софья: Работать и работать. Ставить цели, разбивать их на подзадачи, четко планировать, фокусироваться и идти вперед.

Ольга: Да, структурированный график – это очень важно. И, конечно, чтобы преуспеть, нужно приложить очень много усилий.

Но как при этом не стать трудоголиком, в жизни которого есть только работа?

Софья: Парадокс в том, что чем больше ты работаешь, тем у тебя больше времени на семью. Потому что ты ценишь свое время и правильно его распределяешь.

Ольга: Мне тоже кажется, что весь секрет в правильном планировании. Если не заниматься планированием, то ты просто ничего не будешь успевать. Я разбиваю свой день на двухчасовые промежутки, каждый из которых подчинен тому или иному делу. Допустим, вечером у меня есть два часа, которые я провожу с детьми. Да, это только два часа. Но в эти два часа я не включаю телефон, не проверяю почту. Это время принадлежит семье.

Теперь, когда «Бизнес-успех» у вас в кармане, что ждет Mamasplace?

Ольга: О, у нас очень амбициозные планы! Например, начиная с весны, мы будем организовывать семейные путешествия по разным странам. А так же готовим театральный фестиваль, в рамках которого хотим привезти талантливые региональные коллективы в Москву. Летом запустим новое event-направление. В общем, продолжаем двигаться, несмотря на кризис и спад на рынке.

Беседовала Елена Ефремова

woman on top

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии