Энне Бурда: фея мировой моды

Сентябрь 8, 2016

Энне Бурда: фея мировой моды

Имя этой женщины известно, пожалуй, любому: в том числе и тем, кто совсем не разбирается в модных трендах и не ориентируется в медийном пространстве. Энне Бурда — больше чем немецкая издательница: она была идейной вдохновительницей не одного поколения читательниц, желавших выглядеть прекрасно даже в трудные поствоенные времена. Её яркие глянцевые журналы не просто дарили женщинам надежду, но и были призывом к активным действиям — вот идеально точная выкройка, а дальше всё в твоих руках: твори, шей, украшай и блистай. «BurdaModen» давала любой Золушке шанс cтать королевой вечера, лицом с обложки, Софи Лорен и Одри Хепберн в одном флаконе. Изящные шляпки с розочками, серебряные плащи, чёрные перчатки, пышные платья в стиле пин-ап, цветочные принты, — страницы журнала сочились изобилием и яркостью, будто переспелые фрукты. Но самое интересное в том, что создательница и идейная вдохновительница всего этого не была приучена к подобной красоте, она воспитывалась в строгости и долгое время понятия не имела о том, что такое слава и богатство. История Энне Бурда — доказательство того, что при жгучем желании, энтузиазме и таланте можно перевернуть мир с ног на голову. Даже, если тебе уже за сорок, и ты переживаешь кризис семейных отношений. Но — обо всём по порядку.

Скромное детство будущей королевы моды

Анна Магдалена Леммингер родилась 28 июля 1909 года в провинциальном южногерманском городке Оффенбурге. Её отец был машинистом, а мать простой домохозяйкой, воспитывающей троих детей и взваливающей на свои хрупкие плечи весь груз бытовых забот и хлопот. Какая уж мода и красота! Достаточно взглянуть на чёрно-белую семейную фотографию: уставшая мать скромно сидит, сложив на коленях грубые натруженные руки, на ногах — стоптанные ботинки, волосы непослушно выбиваются из пучка, рядом слегка испуганные и серьёзные дети, а в середине отец (пожалуй, самый щеголеватый из всех).

34c2bfe711804828d48a43a2bdab01f7

Маленькой Анне не очень хотелось повторять судьбу родителей: подсчитывать каждый пфеннинг, стирать в холодной воде, непрерывно готовить и латать порвавшиеся колготки, а также вдыхать дым паровозов. Но что поделать эпоха ещё не благоволила самостоятельности женщин, поэтому наша героиня после окончания монастырской школы и одного курса коммерческого училища вышла замуж за Франца Бурда, уроженца Филиппсбурга, обладателя докторской степени и владельца небольшого издательства. Кстати, они познакомились — нет-нет, не в живописных декорациях старого города за чашечкой кофе с тыквенным штруделем — а на электростанции, где фройляйн Леммингер работала кассиром. Молодой предприниматель был очарован, так что семейное дело не стали откладывать в долгий ящик: уже 9 июля 1931 года Анна, точнее тогда уже Энне (она сменила имя) и Франц поженились.

Семейная жизнь и перелом

Как и следовало ожидать, наша героиня всецело реализовалась в материнстве: у них с мужем родилось трое прекрасных сыновей — Франц, Фридер и Хуберт. Кстати, больше всего она любила именно младшего ребёнка.«Солнечный мальчик. Мне кажется, я никогда не слышала от Хуберта злого слова», — вспоминала издательница.

ddc98a486e9e25c48980399db3862517

Предпринимательские дела её супруга шли с переменным успехом, а наша Энне скучала: ей не хотелось быть просто женой, скромной хранительницей очага, не имеющей ни малейшего шанса вырваться из кухонной круговерти. «Я хорошо готовила. Но терпеть не могла стелить постель или вытирать пыль — это для меня было пыткой», — признавалась наша героиня впоследствии.

В конце концов дети росли, шли годы, Германия постепенно восстанавливалась после Второй мировой войны. Но мирное течение жизни внезапно нарушило известие о том, что Франц завёл интрижку на стороне, так «отплатив» за самоотверженность верной и хозяйственной супруги. Фрау Бурда, преодолев состояние обиды и шока, не стала себя жалеть и тонуть в бессмысленных слезах, но при этом всерьёз задумалась насчёт того, что разлучница молода и хороша собой, а ей меж тем уже сорок — и это вовсе не повод для того, чтобы ставить на себе крест. Энне, которая до этого лишь помогала мужу в бизнесе, решила взять бразды правления в свои руки. «Необходимо самостоятельно определяться в жизни», — скажет она позже.

Концепция издательства и первый успех

В 1949 году Энне Бурда стала руководить небольшим издательством, дела которого шли из рук вон плохо. «Рабочие кабинеты размещались в зале одного ресторанчика, в маленьком зале, даже, можно сказать, крошечном», — вспоминала наша героиня. В издательстве на тот момент было 48 сотрудников, но Энне твёрдо верила, что её команда во что бы то ни стало добьётся успеха.

У фрау Бурда не было специального образования, но при этом было отменное женское чутьё: какой же тематикой можно увлечь потенциальных читателей, если страна лежит в руинах; ну, уж явно не милитаристской! Энне прекрасно понимала, что представительницы прекрасного пола, утомлённые войной, хотят выглядеть стильно, но, разумеется, не имеют средств на костюмы от Chanel и Dior. «В кризисных ситуациях не обойтись без известной доли самообладания, которая дает возможность взглянуть на проблемы со стороны. Ведь если рассматривать положение хладнокровно, то оно оказывается вовсе не безнадёжным», — заявляет Энне и предлагает читателям своё решение проблемы — яркий иллюстрированный журнал с подробными выкройками, которые могли освоить даже начинающие швеи. «Чудо можно сделать своими руками!» — любила повторять фрау Бурда, и вслед за ней этот вдохновляющий новаторский тезис усвоили миллионы женщин по всему миру. Все изощрённые дизайнерские тенденции можно было адаптировать к реальности, а стильно выглядеть легко и в тяжёлые времена, если, конечно, уметь шить (впрочем, для тогдашних дам этот навык не казался чем-то сверхъестественным).

120109183423

С самого начала Энне старалась не допускать ни одного промаха, дабы не подводить своих читателей: для неё было важным, чтобы схемы точно совпадали с размерной таблицей. Так, безупречная репутация стала визитной карточкой «BurdaModen».

Уже в 1950 году вышел первый номер журнала (правда, изначально он назывался «Favorit», но вскоре, после семейных обсуждений, был переименован). Успех был молниеносным — и это никакое не преувеличение. Тираж 100 тысяч экземпляров — согласитесь, неплохое начало для новичка. (Особенно если учесть, что он был целиком раскуплен). Уже через 13 лет журнал не только не угас, но продавался в мире баснословным тиражом в 1,2 миллиона экземпляра (в 1968 цифры выросли до полутора миллионов). Фрау Бурда запросто перекупала конкурентов, и её авторитет с каждым разом лишь укреплялся — и, разумеется, не только среди читателей, но и на общемировой арене моды.В 1950 году детище Энне продавалось во всех немецкоговорящих странах (Германии, Австрии и Швейцарии), с 1952 — в 8 других европейских странах, а с 1953 года — в США, Канаде, Аргентине и Бразилии.

Авторитет номер один

Издательский бизнес стал для Энне личной победой. Наша героиня наконец доказала всем, что может нечто большее, чем стирать и гладить, что она авторитетная, значимая и привлекательная фигура. Как это ни парадоксально, но фрау Бурда долгое время не замечала своей красоты.  «В молодости я казалась себе дурнушкой. Если мне кто-то и говорил, что я красивая, я не хотела этому верить», — откровенно признавалась Энне. Видимо, не последнюю роль в этом сыграли слова матери, называвшей дочь «отвратительной девчонкой» (ох уж эти травмы детства, столь сильно влияющие на самооценку!). Но в новой Энне никак нельзя было заподозрить закомплексованную дамочку, таскающую за собой шлейф старых обид. Она ежедневно удивляла весь мир своим безукоризненным умением одеваться, подбирать драгоценности, носить женственные платья-макси. Взгляните на фотографии Энне вместе с Раисой Горбачёвой, сделанные в 1987 году: красивая укладка, благородная седина, белоснежная улыбка, неброский макияж, бархатное платье насыщенного фиолетового цвета или элегантный кофейный жакет с пышным белым бантом, — абсолютно все детали её имиджа были продуманными и приковывающими внимание. «Я научилась не стареть сердцем и сохранять внутри себя радость жизни», — таков был секрет неувядающей красоты знаменитой издательницы.

47810335_17

Энне непрерывно трудилась, она колесила по всему миру, чутко улавливая новые тенденции и знакомясь с представителями модного бизнеса. Фрау Бурда дружила с Карлом Лагерфельдом, Вольфгангом Йоппом и Жил Сандер. Она постоянно открывала новые филиалы своего журнала в разных странах и умело сопротивлялась натиску индустрии готовой одежды.

Энне любила шик во всём: очевидцы вспоминали, как она ездила в парикмахерскую на жёлтой машине Karmann Ghia, а отдыхала в основном на солнечной Сицилии. Вот тебе и оффенбургская провинциалка и дочка машиниста!

Энне в СССР

В конце 1980-х в СССР был популярен анекдот: «Что за очередь у Кремля?» — «Да мужики за какой-то бурдой стоят». В 1987 году Энне Бурда приехала в Москву в честь выхода первого русскоязычного номера с привлекательной моделью, облачённой в изящный чёрно-белый жакет и экстравагантные серьги. Это был не просто какой-то там визит — «BurdaModen» стала глотком свежего воздуха для советских женщин, привыкших к репертуару журналов «Крестьянка» и «Работница». Асексуальная одежда, извечный типаж «комсомолки-спортсменки-красавицы» и незатейливые выкройки для шитья. «BurdaModen» разбивала все советские клише и дарила нашим людям возможность не просто мечтать о dolcevitaс глянцевыми моделями, одетыми в яркую одежду, но и самим быть такими же. По силе воздействия этот журнал можно сравнить с изданием всех запретных доселе произведений. Так что и модели с обложки «Бурды» (например, Маша Калинина в белой шубке) вносили свою лепту в нелёгкий процесс Перестройки наравне с набоковской «Лолитой» и стихотворениями Бродского, к которым все наконец-то получили свободный доступ.

Последние годы и преемственность

Энне передала свой бизнес сыновьям, но до начала 1990-х она, как настоящий трудоголик, писала редакторские колонки в каждый выпущенный номер и ни на минуту не ослабляла своё руководство. После ухода на пенсию эта талантливая и незаурядная женщина занялась живописью и при этом с удовольствием проводила время со своей семьёй. К 90 годам у гуру издательского бизнеса было уже 12 внуков и правнуков — и это помимо всяких прочих заслуг и побед.

Энне-Бурда-занимается-живописью

Энне Бурда умерла в 2005 году в Оффенбурге в возрасте 96 лет. Модную индустрию матери унаследовал её младший и любимый сын Хуберт, впоследствии выкупивший у своих братьев их доли.

Её нашумевшее издательство существует и поныне, даже в эру всеобщего изобилия, когда купить яркую вещь можно и за небольшие деньги. Какой смысл шить по выкройкам? — спросит какой-нибудь скептик. Но он и правда есть: ведь только журнал Энне Бурда по сей день воспевает индивидуальность в эпоху масс-маркета, даруя талантливым читательницам возможность всегда выглядеть уникально и неповторимо.

«Я могу то, что хочу», — эти слова я часто себе повторяла. Поэтому многого добилась», — такова жизненная установка Энне Бурда. Вдохновляюще, не правда ли?

12729184492 Интересные факты: 

- Министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер лестно отзывался о деятельности Энне, говоря, что она «сделала больше, чем три дипломатические миссии до неё».

-В 1994 году «BurdaModen» вышел в КНР. Как и в СССР, это был первый европейский журнал, допущенный к печати.

- У Энне было множество наград: в 1974 она удостоилась ордена «Большой крест за заслуги перед ФРГ»; в 1985 получила медаль Якоба Фуггера Баварских издателей «За выдающиеся заслуги в издании журналов» (впервые, кстати, присуждённую женщине), а в 1990 стала обладательницей ордена Карла Валентина.

- В 2004 году, в честь 95-летия нашей героине, в её родном Оффенбурге появилась аллея Энне Бурда. Кстати, её город в шутку называли «Бурдапештом» — издательница была самой знаменитой его жительницей.

- Энне занималась благотворительностью не только в Германии: она пожертвовала более миллиона марок на строительство больницы в армянском городе Ленинакане.

- Фрау Бурда была довольно жёстким руководителем и не прощала сотрудникам ни малейших вольностей.

- То же самое касалось и семьи: после того, как её внучка вышла замуж за «неподходящего» мужчину, Энне прекратила с ней разговаривать.

- Жизни Энне посвящена книга Уте Дамен «Энне Бурда. Бурда моден — это я!».

«Детская улыбка, пение птиц, цветок, звёздное небо вызывают в нас чувство восхищения и прекрасного. Мы всегда должны быть открыты этому«, — одно из жизненных правил великой Энне.

Валерия Мухоедова

woman on top

Комментарии