Любовь и мироздание: что читать в марте

Март 9, 2017

Любовь и мироздание: что читать в марте

«Книга — лучший подарок», — еще совсем недавно никто не сомневался в истинности этой фразы. Сегодня, в век цифровой информации, может показаться, что книги утратили свою ценность. Но действительно ли это так? Ведь мгновения, проведенные наедине с хорошей книгой, это минуты, посвященные себе, когда мы ведем мысленный диалог с автором, сопереживаем героям и ищем ответы на свои вопросы между строк. Это подарок, который мы делаем себе, вырвавшись из повседневной суеты.

Наш литературный обозреватель Ольга Шатохина подготовила новую порцию  книг разных жанров и форматов, которые помогут вам посмотреть на мир под непривычным углом.

Екатерина Рождественская «Двор на Поварской»

Автор книги – дочь поэта Роберта Рождественского — рассказывает об одном московском адресе, бывшей усадьбе Соллогубов, где ей посчастливилось родиться. Здесь, рядом с Центральным домом литераторов шла своя непростая жизнь, тут cорились и мирились, встречались и влюблялись, праздновали и хоронили. На страницах книги описан и советский быт, и многие мероприятия, ставшие впоследствии культовыми – в том числе история публикации прославленной «Гренады». Услышав ее на вечере в Политехническом музее, Маяковский сказал Михаилу Светлову, что после таких стихов можно уже и ничего не писать. Описано открытие Центрального Дома Литераторов, премьера фильма Александрова «Цирк» в Зеленом театре парка Горького. А вот — военная Москва 1941 года, аэростаты и зенитные батареи на бульварах, мужчины ушли в армию и в ополчение, на долю стариков, детей и женщин осталась «не совсем сытая жизнь по законам военного времени».

двор на поварскойОдна из глав – «Встреча с Берией» — посвящена этому почти всесильному тогда персонажу, слишком неравнодушному к женскому полу. «Посмотрел на машину, на ухмыляющегося крепыша, покачал головой. Пошел проводить Аллу домой, потом пришел с Лизаветой и заставил девчонок рассказать, как они попали в большую черную машину и что произошло. «– Мы не хотели, нас заставили, – пыталась оправдаться Алла. – Мы несколько раз уже видели эту машину прямо у тех самых ворот. Там же Наташка в доме полярников живет, прямо в следующем! Но никогда никто к нам не подходил. А сегодня вот вышел этот в очечках. Мы ж не могли убежать или спрятаться куда. Хорошо, что нас было трое.

– Может, это вас пока и спасло, – вздохнула Лидка. – Но то, что он теперь знает, где вы живете, плохо, очень плохо.

– Может, наоборот, неплохо, – сказал дед Яков. – Так близко, совсем рядом, они же понимают, что девочки не беспризорные, что семьи…

– Ох, папа, это их никогда не останавливало! Подумаешь, семьи! – Лидка обхватила голову руками.

– Столько всего о нем рассказывают, об изверге этом! – охнула Ида.

– Это ж надо, – охнула Лизавета, – Он же хуже фашиста! Хоть не тронул…

– Втроем были, вот что остановило, думаю все-таки, хотя теперь знает адрес… – тяжело вздохнула Поля.

Сидели, думали, позвали Милю с Мартой, больше никому сказать не решились. Марта, услышав, выпучила глаза и зарыдала – так знакома была ей эта ситуация.

– Что за рыдания, мать моя? – грозно спросила Поля. – Мы тут никого не провожаем, а думаем, что делать!

Марта высушила слезы и предложила:

– Может, отправить ее в Саратов?

– К кому? Не осталось никого там! Да и не дело это семью разбивать. Как ты себе это представляешь? Всех дворовых девок вывозить и прятать? – Поля сидела, чуть раскачиваясь, и сосредоточенно терла колени.

Думали, гадали, спорили и выработали смешные меры предосторожности: на этом опасном углу вообще никогда не появляться, в школу ходить, пересекая Садовую левее, мимо букинистического магазина – ничего, что дольше, зато надежнее, и самое главное – только втроем. Поодиночке было строго-настрого запрещено… И снова начались бессонные ночи. В то время это была целая страна бессонных ночей. Лидка боялась заснуть – вдруг придут и тихо заберут Аллусю? Проберутся, закроют рот, чтоб не пикнула, и увезут в логово. Теперь для царских утех уже годится – вон какая красавица выросла!».

Описана в книге и история настоящей любви Аллы, будущей матери автора, к появившемуся на Поварской в начале 50-х годов тогда еще не известному поэту Роберту Рождественскому – одна из последующих глав называется «Свадьба».

 

Все игрушки войны: Антология. Сост. Алекс Громов

Сборник произведений современных авторов, посвященных, как можно догадаться по названию, теме всевозможных противостояний и конфликтов. Но там, где есть война, там непременно найдется место и любви, хотя бы для равновесия. В рассказе Арти Д. Александер «Птичка моя» очаровательная история любви начинается с дауншифтинга. Ведь даже доблестного командира космического крейсера может посетить мечта о чистом воздухе, натуральной пище, простой и радостной жизни в стороне от техногенных чудес общегалактической цивилизации. Любовь тоже не помешает, но на пути к счастью возможны сюрпризы, особенно если ради вящей романтики придуман сценарий с похищением невесты, то есть главной героини. Кто мог предвидеть, что в решающий момент жених упадет в речку: «На глазах чужих изумленных сородичей выхожу на берег, мокрое платье противно облепило тело, представляю как я выгляжу со стороны… Закидываю спасенного в седло с блестящей нарядной инкрустацией серебром и сажусь сама. Помахав на прощанье рукой, легкой рысью удаляюсь в горы, пока они не передумали…».

все игрушки войныВпрочем, любовь может быть неразрывно связана с противоборством двух сильных личностей, как в цикле рассказов А. Санти «Охотничьи записи»: «Южанка была остра на язык, а северянин до отвращения самоуверен, один из них прожигал янтарным взглядом, а второй лишь снисходительно щурил зеленые глаза, высокомерие было в крови обоих, и сама вселенная, казалось, была позабавлена этой странной парой…». Но всё же не нужно обольщаться всевластием любви – на Земле для совместной и не слишком беспокойной жизни нужны соответствующие документы, без которых вам не видать брачного свидетельства. И даже настоящим героям (как описано в повести «Выбор союзников») приходится с этим считаться. В рассказе Алекса Громова «Жди меня» война стала привычной частью повседневности, сезонной работой – осенью и зимой воюют («Научные достижения по обе стороны фронта получают гриф секретности, смешанные браки не допускаются»), весной и летом мир, время праздников, любви и свадеб.

В рассказах Ольги Дыдыкиной война неотделима от природы, социума и отдельно взятой биологической жизни. Пока они существуют, война неизбежна – в любом пространстве и времени… Высокоразвитое государство-метрополия, уже построившее технологический рай, правда, только для себя, вовсе не желает воевать – но теряет на пограничных территориях своих лучших граждан: образованных, отважных, владеющих самыми совершенными видами оружия, которые погибают от рук тех, кого продвинутое общество считает «примитивными». Высокомерные цивилизаторы не хотят защитить своих людей от деградировавших зомби. Или не могут? Боль личных трагедий от этого не становится меньше («А дальше уже «свои»»).

Амария Рай в рассказе «История флорентийской куклы» обращается к драматическому жизненному пути покалеченного в сражении армейского барабанщика, к тому, как живой человек мог оказаться прототипом всемирно знаменитой деревянной куклы Пиноккио. Сейед Нассер Табаи пишет о последнем великом полководце Востока Надир-шахе и его сватовстве к русской великой княжне Елизавете, будущей императрице. Карина Сарсенова – о вечной битве добра и зла. Павел Иванов – о том, как мальчики из разных миров рисуют войну, и чем это может обернуться в реальности. А рассказ «Три касания в секунду» посвящен модной теме любительского бега (три касания, о которых речь, – каденс 180, самая рекомендуемая частота шага). Спорт, конечно, всегда – борьба, с соперниками или собственной слабостью, и здесь любовь и забота могут дать совсем не тот эффект, который был задуман…

Татьяна Безуглая в рассказе «Время возвращаться домой» пишет о том, что времена меняются, многое стирается из памяти людей, но многое и остается – крупицы воспоминаний о том, каким мир был когда-то, сталкиваются с реальной действительностью. Природа же отвечает человечеству по-своему, готовая в любой момент поглотить тех, кто осмелился противопоставить ей технологии. Когда заканчиваются природные ресурсы, люди ищут выход… и находят его. Находка настолько неожиданна, что нет ни времени, ни желания ее как следует изучить – жадность затмевает разум. Но даже в темные времена найдется тот, чье сердце тянется к звездам…

 

Пьер Монте «Вечный Египет. Цивилизация долины Нила с древних времен до завоевания Александром Македонским»

История одной из самых загадочных и древних цивилизаций начинается с таблицы династий, имен царей, важнейших событий, от первого тысячелетия до н.э. и до покорения Египта Александром Македонским в 333 г. до начала новой эры. В книге подробно описана повседневная жизнь вечный египет (2)древних египтян, в том числе – семейная, изображения которой дошли до наших дней в работах художников эпохи Древнего царства. На них женщина всегда находится в обществе своего супруга и детей, что олицетворяло личное счастье. Позже, уже в эпоху Нового царства, стали появляться не только изображения прекрасных женских лиц, но и новый литературный жанр — любовные песни, в которых воспевается женская красота. Древнеегипетские поэты, описывая женщин, использовали сравнение ее с тем, что по их меркам считалось самым красивым и совершенным: золотом…

Египтяне были неравнодушны к украшательству: «И мужчины и женщины любили пышные украшения. Египтяне с удовольствием не только усыпали ими богов и умерших, но и носили сами. Во все периоды истории страны праздничный наряд включал диадему, ожерелье, пояс, браслеты и кольца, внешний вид которых менялся в зависимости от причуд моды… Первым этапом обработки золота была его очистка. Слитки помещали в тигли и нагревали на открытом огне. Затем египтяне отламывали угол тигля и выливали золото в формы. Прежде чем он полностью застывал, металл усиленно чеканили на наковальне. Благодаря этой нехитрой процедуре на свет появлялись плоские тарелки, прутья, полоски и золотая проволока, которая становилась гораздо более качественной, если ее протягивали через волочильную доску. Резчики по камню сверлили и огранивали полудрагоценные камни, привезенные из пустыни или из-за границы. К их числу относились ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, кварц, халцедон…».

Мастера-ювелиры обычно работали по ограниченному числу шаблонов, не стремясь к разнообразию, зато они усердно добивались высочайшего качества изделий. Украшения эпохи Древнего царства известны только по изображениям на стенах гробниц. А драгоценностей последующих периодов в музеях довольно много, они были найдены на некрополях в Дахшуре и Фаюме (Среднее царство). Творения ювелиров Нового царства археологи находили в основном в Фивах, Мемфисе и Танисе.

 

Марта Таро «Эхо чужих грехов»

В новом романе известной писательницы масштабные исторические события тесно переплетены с судьбами нескольких незаурядных женщин. Во эхо греховвремена правления императрицы Екатерины II у светлейшей княгини Черкасской произошел разлад с любимым сыном, который посмел наперекор властной матери самостоятельно выбрать себе невесту. И хотя та не только добра и прекрасна, но и знатна, она дочь грузинского царя, княгиня отказывается видеть сына с женой, а о рождении внука узнает случайно. Но молодая княгиня рано умерла, безутешный вдовец уехал на войну, не скрывая, что ищет гибели в бою, а малыш, крестник императрицы, остался на попечении государыни, которая потом препоручает его бабушке.

Мать и сын со временем все же смогли примириться, а юный князь Алексей рос, будучи другом детства великих князей. И когда Александр I вступил на престол, казалось бы, перед Алексеем открылись блестящие перспективы. Но излишнее легкомыслие навлекло на него опалу. Впрочем, это испытание обернулось надеждой на счастье. Алексей женился на девушке, которую не чаял увидеть снова, хотя она очаровала его с первой мимолетной встречи. Сама Катя тоже надеется быть счастливой с мужем, однако происки тайных недругов разрушают их только начавший складываться семейный мир.

К личным потрясениям добавляются грозные события – началась война с Наполеоном, князь Алексей, хоть и мечтает помириться с женой, не может покинуть действующую армию. А Катя решает ради своего будущего ребенка уехать как можно дальше и начать жизнь заново. «Всё постепенно налаживалось. Катю здесь никто не знал, и это давало какое-то странное ощущение отрешённости от всего на свете: от прошлых обид, от ненужных людей, даже от собственных разбитых иллюзий и оскорблённого сердца… Чего ещё желать? Смысла жизни? Так он уже рос у неё под сердцем…». Однако, несмотря на войну и разлуку, напомнит о себе и всепобеждающая любовь.

 

Карина Сарсенова «Грядущий след»

Начинается весна, и многие традиционно задумываются об обновлении каких-то аспектов своей жизни, а может быть, и ее глубоком переустройстве, грядущий след (2)о реальном самосовершенствовании. Но жизнь человека всегда связана с жизнью социума, в котором ему или ей выпало находиться. Книга известного психолога и писателя Карины Сарсеновой посвящена всестороннему рассмотрению нравственного кризиса современного мира и путям его преодоления. Рассматривая эволюцию понятия духовности в процессе развития цивилизации, автор обращает внимание на то, что «люди совершают во множестве добрые дела, но сначала излишне привязываются к чувству удовольствия от них и к результату. Частая их ошибка — ожидание благодарности за доброе дело и разочарование в случае её отсутствия. Постепенно душа научается совершать благие поступки без ожидания награды, а исходя из потребности своей сути».

Важную роль, по мнению автора, играет процесс совершенствования коллективного бессознательного, которое оказывает сильное влияние на отдельных людей. Меняется коллективное бессознательное весьма медленно, зато последствия такой перемены могут быть глобальными как в положительном, так и в отрицательном смысле, если не соблюдена гармония в вопросах обретения нового и сохранения прежнего. «Постоянное обесценивание прежнего опыта неоднократно ставит цивилизацию на грань гибели, но при удачном раскладе всё же приводит в итоге к осознанию его ценности для выживания и процветания». В издании анализируются закономерности, управляющие не только жизнью отдельных личностей, но и существованием целых цивилизаций, рассматриваются всевозможные стереотипы, характерные черты различных периодов развития общества.

 

Мохаммад Реза Юсефи «Рузане — дочь пшеницы»

Книга известного детского писателя вышла в серии «Шахнаме», которая знакомит юных читателей с различными эпизодами легендарной поэмы рузаневеликого Фирдоуси. Во времена, когда люди еще не умели обрабатывать землю, им приходилось собирать зерно лишь там, где злаки росли сами. Занимались этим женщины и девушки. «Лучше всех умела находить эти колосья бабушка Пиране. Каждый день она уводила за собой девушек к подножиям гор, в степи ближние и дальние, охотиться на пшеницу — Пиране называла поиски пшеницы и ячменя охотой». Но вот однажды девушка по имени Рузане, видя, что дикой пшеницы и ячменя становится все меньше, спросила – откуда они берутся? Услышав, что зерна, должно быть, падают с неба и прорастают, Рузане надолго задумалась. Потом взяла из своего снопа один пшеничный колос и растёрла его в руке, а зерна догадалась рассыпать там, где «земля была мягкая и чёрная».

В это время девушку увидел возвращавшийся с охоты царь Хушанг, который спросил, чем она занята. Рузане простодушно рассказала о падающих с неба зернах и о том, что в этих местах нет пшеницы и ячменя, а если они вырастут, то женщинам не придется ходить за зерном так далеко. Царь удивился, но решил проверить ее слова, дождавшись весны. А узнав, что Рузане сирота, объявил ее своей сестрой и поселил во дворце. «Рузане и Хушанг в ранний час и в поздний, днём и но чью, в погоду и непогоду, в холод и жару, осенью и зимой наведывались посмотреть на ту землю, где Рузане посеяла зёрна. И вот наконец они пришли и увидели ростки пшеницы. Царь Хушанг удивлённо посмотрел на маленькие зелёные росточки, а Рузане заплакала от радости и стала целовать их. Тогда царь приказал всем мужчинам и женщинам прийти и посмотреть на пшеничное поле Рузане». Так наступила эпоха земледелия, люди научились выращивать хлеб и приумножать его.

 

Далия Трускиновская «Единственные»

В романе рассматривается тема противостояния поколений и безжалостной эстафеты нелюбви, которая катится сквозь годы, сминая всё новые и единственныеновые судьбы. Женская неустроенность в семье главной героини будто передается по наследству – хотя почему «будто»? Именно передается, и несчастье свое, согласно сложившейся установке, надлежит бережно пестовать. Доброта и родственная привязанность превращаются в инструменты изощренной манипуляции.

Но кроме замечательно выписанных психологических моментов и колоритных житейских зарисовок в романе присутствует и мистическая тема. Ведь кто-то же нашептывает, учит новые и новые жертвы потертым стандартным словам, в которых жалость к себе неразрывно сливается с хищной алчностью к чужим жизням. «Рядом с Ксюшей оказался мужчина, которого она признала по большим вислым усам. Целую вечность не видела — а признала. — Так-то, миленькая… — скорбно сказал этот мужчина. — Теперь ты ей — и мама, и папа. Одна ты у нее, одна, понимаешь? Больше у доченьки никого нет… Значит, живи для нее… для доченьки своей единственной… — Он покивал, всем видом показывая скорбь, и вдруг отшатнулся. Ксюша даже не сразу поняла, что случилось. А это Машуня, которой дядька сильно не понравился, загородила собой мать и сердито посмотрела ему в глаза. Страх отступил перед более сильным чувством — и мужчина это понял».

Но все равно трудно понять, как настрадавшиеся сами превращаются в мучительниц. Три семьи проходят перед читателем, Герои на первых страницах — молодые и полные сил, а сорок лет спустя они же подводят итоги, часто неутешительные. За неумение любить приходится расплачиваться, но ведь порой так сложно различить эту душевную глухоту даже не за искусно разыгранной имитацией любви, а за требованием любить, за навязываемой необходимостью быть благодарным, чутким, послушным…

 

 

Комментарии