Екатерина Стародубцева: «Я точно знаю – всё возможно»

Ноябрь 30, 2017

Екатерина Стародубцева: «Я точно знаю – всё возможно»

От простой официантки до директора собственного рекрутингового агентства — история успеха Екатерины Стародубцевой вполне может стать основой для сценария голливудского фильма. Да и внешность у Кати подходящая: миловидная блондинка, которой так идет розовый, — находка для режиссера, мечтающего снять фильм о том, как важно не идти на поводу у стереотипов. Судите сами: еще несколько лет назад Екатерина Стародубцева была обычным наемным сотрудником, а сегодня, чтобы взять у неё интервью, приходится договариваться с её личным пресс-агентом за месяц. Её компания — агентство HURMA Recruitment — специализируется на подборе сотрудников среднего и высшего звена в сфере гостеприимства и является уникальным игроком на этом рынке. О том, что помогло ей сделать такую эффектную карьеру, чем пришлось пожертвовать и зачем, мы поговорили с Екатериной Стародубцевой.

- Мы давно знакомы, но когда встречались в последний раз, ты работала по найму. Сегодня у тебя свой, успешный бизнес, ты ездишь по всему миру, и даже интервью у тебя взять не так-то просто. Как это произошло?

- Я уже долго работаю в сфере подбора персонала, ко мне постоянно обращались друзья и знакомые с просьбой помочь им найти того или иного специалиста. В какой-то момент на мне оказалось завязано такое количество вакансий, что я поняла: пора задуматься об агентстве. Я осознавала, что поиск персонала в сфере HoReCa – это практически свободная ниша, и просторы для развития здесь огромные. Но менять кардинально свою жизнь было страшно – у меня была хорошая карьера: я работала HR-директором пятизвёздночного отеля, получала космических размеров зарплату. Однако мечта о своем деле уже жила в моей голове, и просто так ее оттуда было не выгнать. Масло в огонь подливал мой нынешний партнер Дмитрий Левицкий (известный ресторатор, владелец HURMA Management Group, куда входят сеть баров-ресторанов «Дорогая, я перезвоню…», Meat Puppets bar&meatarea и др. — примеч. ред.), который повторял: «Давай открывать агентство, давай открывать агентство…». И в какой-то момент я поняла, что всё, это уже потолок. Мы ударили по рукам, и в октябре 2014 года запустили агентство.

- Что помогло тебе сделать этот шаг?

- Наверное, ощущение, что я не делаю в своей жизни чего-то важного, что должна идти другой дорогой, реализовать себя. У меня была огромная жажда свободы. Ну и осознание того, что ниша, которую я хочу занять, — пустует.

А почему она пустовала? Что такого особенного в твоем бизнесе?

 - Есть крупные холдинги, агентства по подбору персонала, такие как «Анкор», «ManPower», «Kelly Services», у которых несколько направлений, в том числе – hospitality. Но это всего лишь одно из направлений, они не эксперты в нем. Конечно, в таком универсальном бизнесе тоже есть свои плюсы: когда в одном из направлений дела идут не очень, то другие направления его подтягивают. Но если тебе нужен какой-то уникальный кандидат, например, кошерный шеф-кондитер или финансовый директор в фаст-фуд, такие агентства не способны их найти, потому что они не обладают глубинной экспертизой в этом вопросе.

В России порядка 15 агентств, работающих в сфере HoReCa. Но у каждого из них своя специфика: например, они занимаются только Москвой или Владивостоком. Но ни одно из них не смогло масштабироваться так, как это сделали мы. В основном, там работает несколько человек: владелец агентства, два помощника и один фрилансер. У меня же сейчас 3 руководителя проекта, 6 рекрутеров, один менеджер по коммуникациям, и мы ищем новых людей. Мы работаем по всей России, Украине, в Казахстане и уже вышли на Европу: у нас были проекты в Лондоне, Берлине, Дубае, Латвии, во Франции.

Кроме того, у меня очень серьёзная система обучения внутри команды. Ко мне может прийти человек без опыта работы, и я за месяц сделаю из него профессионального рекрутера, снабжу его навыками, которые помогут ему и дальше расти на этой позиции. Руководитель проекта будет учиться два месяца. При этом вся команда принимает участие в обучении новых сотрудников.

WhatsApp Image 2017-11-29 at 17.07.21

 

- Ты сказала, тебе было страшно кардинально менять жизнь. Что именно тебя пугало?

- Были обязательные расходы, от которых не куда не деться – например, оплата квартиры. А тут – прыжок в неизвестность. Когда ты работаешь на позиции HR-директора, то у тебя стабильная зарплата, ты не думаешь, например, про налоги. Когда ты открываешь свой бизнес, ты всегда идешь на риск. Тебе нужно набрать команду, арендовать офис, всё рассчитывать. Это головная боль, с которой живет каждый собственник бизнеса. Первый год я работала одна, и было достаточно сложно и выстраивать систему, и общаться с заказчиками, и с кандидатами, и создавать базу.

А почему ты работала одна так долго?

- Когда я начала формировать команду, я очень боялась делегировать какие-то вещи на первых этапах. Сейчас, отмотав время назад, я понимаю, что можно было раньше передавать больше ответственности своим сотрудникам, и таким образом мы могли бы сделать больше. Когда я осознала это, в компании случился серьезный прорыв: мы побили рекорд по выручке, по рынкам, на которые мы вышли. Сейчас я понимаю, что нельзя боятся своих сотрудников, нужно им больше доверять, отдавать. Иначе успешный бизнес не построишь.

 - Что еще помогло тебе добиться успеха?

- Во-первых, партнёрство с Димой Левицким. Конечно, до него у меня были проекты топ-уровня, но не в таком количестве. Во-вторых, я была известным человеком в этой сфере, в Москве меня многие знали. Когда в 2014 году произошел обвал рубля, я думала: «Наверное, зря я уволилась. Ничего не получится». Но вышло наоборот. Рынок трансформировался, рестораны высокой кухни начали закрываться и уходить в более демократичный сегмент, который в свою очередь, стал мигрировать в фаст-фуд.

Появилось большое количество новых вакансий, которые нужно было закрывать. И так как меня многие знали, то и обращались именно ко мне. Но и, конечно, пришлось как следует потрудиться — я вкалывала буквально по 24 часа в сутки.

А с какими сложностями ты сталкиваешься сейчас?

- Я развиваюсь очень быстро, и команде сложно со мной. Мне очень хочется, чтобы мои сотрудники росли с такой же скоростью. Но я понимаю, что есть процессы, которые невозможно форсировать. Поэтому я учусь себя притормаживать.

С каким запросом к вам обращаются чаще всего?

- Найти шеф-повара. Причем, везде: в Москве, регионах, в Киеве, в Казахстане… Гости идут на звездных шеф-поваров, это очень популярная тема. Также много запросов, связанных со словом «диджитал» — диджитал-директор, диджитал-маркетинг. И третье направление, в котором активно ищут сотрудников, — HR.

 - Если вы ищете сотрудника не в России, а за рубежом, вы всей командой туда отправляетесь? Как это происходит?

- Нет, в основном мы всё делаем из Москвы. Например, недавно мы искали шеф-повара для ресторана «Mari Vanna» в Лондоне. Это была очень сложная задача: заказчику нужен был сотрудник с британским паспортом, владеющий русским и английским, знающий русскую кухню. Короче говоря, это была узкопрофильная задача. Как мы ее решали? Вначале составили таргет-лист английских ресторанов, где такие люди могли чисто гипотетически работать. Нашли несколько человек, провели с ними собеседование, но ни один из кандидатов не подошел. Тогда мы начали искать сотрудника среди тех, кто состоит в международном браке: например, муж из Великобритании, жена – из России. При этом жить они должны в нашей стране, и он – работать шеф-поваром. В итоге мы нашли такого человека в Уфе: шеф-повар, был женат на русской девушке, благодаря чему хорошо изучил русскую кухню. Поэтому для того, чтобы закрывать вакансии в другой стране, нам вовсе не обязательно там находиться. Конечно, мы расширяемся, объем работы растет. В следующем году мы будем открывать филиал в Казахстане, потом — в Киеве, и сейчас ведём переговоры по поводу европейского офиса.

 WhatsApp Image 2017-11-29 at 17.06.44Сейчас 8.30 утра: мне кажется, это самая ранняя встреча, которая была у меня в жизни. Ты же выглядишь предательски бодро. В чем твой секрет?

- Когда ты понимаешь, что ты делаешь то, что действительно нравится, что-то абсолютно твое, идешь по собственному пути, это дает энергию. Я осознала, что больше не могу быть наемным сотрудником. И эта свобода, которая у меня сейчас есть, меня подпитывает. Мне нравится создавать что-то новое, придумывать правила, стандартизировать. Я знаю, кто я, куда двигаюсь и зачем. Все остальное – лишнее, оно как-то само собой отсеивается. Недавно я провела глобальную чистку организма, и голова тоже очистилась. Раньше я очень поздно просыпалась и засыпала, теперь для меня норма – встать в 4.30 утра, в 6 сходить на двухчасовую йогу, позавтракать, почитать книгу, поработать. Я чувствую, что стала эффективнее в несколько раз. Кроме того, я проанализировала, на что я трачу свое время, когда оно уходит впустую, нашла слабые места, куда утекает энергия.

У тебя есть большая профессиональная цель?

- Да. Например, мечтаю пройти стажировку в парижском агентстве Eureka Search & Selection, которое занимается самыми топовыми клиентами в мире. Скажем, подбирают шеф-поваров для арабских шейхов. Сам по себе мне этот сегмент неинтересен, я хочу набраться опыта, использовать его в своей сфере, но на очень высоком уровне. Неслучайно я сейчас беру на работу только тех людей, которые хорошо владеют английским.

 - Какие качества, черты характера тебе больше всего помогают в работе?

- Выносливость. Если бы несколько лет назад я посмотрела на свой график перелетов, у меня бы волосы встали дыбом. Раньше это было целым приключением: «Вау, я куда-то лечу!». Сейчас сесть в самолет для меня примерно то же самое, что в маршрутку. Например, в сентябре я была в Англии, потом в Будапеште, потом на Украине, потом опять в Будапеште, затем в Тюмени, Челябинске, Лос-Анджелесе, Сан-Франсиско, на Гавайях… Кроме того, мне помогает внутреннее спокойствие, потому что в моей работе очень много стрессовых факторов, которые мешают мыслить логически, сохранять хладнокровие.

Ещё важна скорость принятия решений. В ресторанном бизнесе все очень динамично: если ты не успеешь, то успеет кто-то другой. Поэтому нужно уметь быстро ориентироваться здесь и сейчас, быстро на все реагировать. Важно уметь вдохновлять команду. У нас сложная работа, не каждый сможет такой выдержать темп и ритм. Сотрудников нужно мотивировать, причем не только финансово, заряжать на новые победы. Например, я использую геймофикацию: сотрудники зарабатывают баллы, которые могут потом потратить в определенных магазинах или обменять на что-то  полезное. И, последнее, в моей работе нужно иметь стратегическое мышление — видеть не какой-то маленький участочек, а весь рынок, понимать, что сейчас нужно сделать, какое решение принять, чтобы и эту часть рынка завоевать.

 - Находясь на такой позиции, чего ты не можешь себе позволить из важного, нематериального?

 - Многое. Мне очень нравится рисовать, мечтаю возобновить эти занятия, когда появится на время. Пока не могу себе позволить семью, потому что вся энергия у меня уходит на то, чтобы развивать бизнес.

У тебя успешный бизнес, но считаешь ли ты себя успешным человеком?

- Пока что нет. Успех для меня – это когда я вижу, что моя команда достигает поставленных целей. Сейчас у меня есть два руководителя проектов: один из них успешен, второй пока растет и набирается опыта. Значит, я еще что-то не додала этому человеку, чтобы он мог себя реализовать.

 - А что для тебя означает «счастье»?

- Это полный дзен, спокойствие, что бы там ни происходило вокруг.

То, есть, получается, ты счастливый человек?

- Да, но пока еще очень успешный.

Твоя история похожа на голливудский фильм: из официантки в бизнес-леди. Многие о подобном могут только мечтать. Что ты советуешь им делать, чтобы их мечта осуществилась?

- Я точно знаю – всё возможно. Я думаю, всё зависит от нас самих и от того, как мы мыслим. Порой все основные препятствия – у нас в голове. Нужно изменить мышление, сделать его более позитивным, верить, что все возможно, и тогда эти препятствия исчезнут.

Это первое. Второе, всегда нужно знать и понимать, кто ты, чего ты действительно хочешь. Вокруг полно стереотипов, что успех – это обязательно деньги, какая-то медийность или ещё что-то в этом духе. Ты должна чётко понимать, чего ты хочешь на самом деле, без этой лишней скорлупы и мишуры.

 - А как понять, кто ты, чего ты хочешь?

- Нужно слушать себя, чаще оставаться один на один с собой. Например, недавно я ездила в Карелию на неделю, проходила курс голодания. Эти дни в карельском лесу дали мне очень много – возможность подумать, понять, кто я, кто меня окружает, какова моя цель. Это был чудесный опыт, тайм-аут, который я взяла для себя.

Беседовала Елена Васильева-Ефремова 

woman on top

 

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Комментарии