Юлия Бородина: «Важно не бояться экспериментов и критики»

Май 7, 2018

Юлия Бородина: «Важно не бояться экспериментов и критики»

Благодаря узнаваемому стилю своих работ, фотограф Юлия Бородина (Eliara) востребована не только в России, но и в других странах.

На её счету множество зарубежных съёмок и публикаций в глянцевых журналах, персональные выставки, проекты с участием актёров театра и кино, популярных музыкантов и танцовщиков.

Но визитная карточка Юлии – чувственные женские портреты, которые и принесли ей известность. О тонкостях ремесла и поисках вдохновения – в интервью с Юлией Бородиной.

 

 

- Юля, ты профессионально занимаешься фотографией уже больше 10 лет. Если попробовать провести некую черту, в какой момент простое увлечение переросло в профессию – ведь образование у тебя другое?

 - Верно, по образованию я бухгалтер. Родители настояли на том, чтобы я получила эту профессию, но сама я надеялась, что она никогда мне не пригодится. В тот момент, когда я поступала, фотография уже была в моей жизни, но денег не приносила. Только курсу ко второму-третьему это превратилось в полноценную работу и я окончательно убедилась в том, что бухгалтером мне не быть (смеётся).

А фотографией я начала заниматься по счастливой случайности, мне тогда было 13 лет. Я видела огромное количество талантливых людей вокруг себя. Одни танцевали, другие играли на гитаре, третьи рисовали, кто-то писал стихи, пел – у всех было любимое дело. Я тоже очень хотела найти занятие, с помощью которого смогла бы выразить себя – для подростка это особенно важно. И вот однажды утром, проснувшись, я подумала: «А не попросить ли родителей купить мне фотоаппарат?» В те времена все как раз меняли свои старые плёночные «кодаки» на цифровые мыльницы. Родители позитивно отреагировали на мою просьбу и сразу купили мне фотоаппарат.

Сначала я фотографировала природу, но быстро поняла, что это не моё. И тогда начался период поисков и проб. Однажды я предложила «отдаться в хорошие руки» в качестве фотографа в одном из сообществ ЖЖ (Livejournal – прим. ред.), где познакомилась с девушкой. Мы отправились на прогулку, и в тот день, фотографируя её, я вдруг поняла, что хочу снимать именно женские портреты.

IMG-1337- После того, как ты посвятила себя фотографии, ни разу не возникало желания всё же найти что-то более стабильное?

- Естественно, возникало. Особенно часто – в самом начале. Я переживала по поводу того, что нет заказов, нет никакой стабильности. Были моменты, когда я уже была согласна работать промоутером и раздавать листовки в костюме котика (смеётся). Но постепенно эти мысли становились от меня всё дальше.

- Ты где-то училась фотографии?

- Фотографии я училась самостоятельно – на мастер-классы у меня тогда просто не было денег. Много читала фотофорумы, где можно было выложить свою фотографию на всеобщее обсуждение. Приходили люди и комментировали, мол, какая ужасная тень от носа, как вы могли обрезать локоть, и так далее (смеётся). Эту критику я оценивала крайне позитивно, ведь за ней я и пришла. Но спустя годы появилось понимание, что она часто бывает неуместна: не всем канонам нужно следовать, но важно, чтобы у любого отхождения от общепринятых правил было обоснование, помимо того, что так задумано.

Я читала книги по фотографии. И если с техническими понятиями можно разобраться довольно быстро, то существует такая вещь, как композиция. Читать об этом интересно, но для человека без художественного образования тема довольно сложная. Меня спасло то, что в подростковом возрасте у тебя больше времени и стремления к цели. Читая об основах композиции, я каждый раз удивлялась: «И правда, если сверху белое, кажется, что воздуха больше, а если тёмное – как будто давит что-то», – всё это было мне в новинку и очень вдохновляло.

Чем тебя привлекают женские портреты и чёрно-белая фотография?

- Чёрно-белая фотография для меня более глубокая. Цвет, как снег, может запорошить, отвлечь внимание, скрыть суть. А на чёрно-белом фото изображение выкристаллизовано, любая лишняя деталь на нём бросается в глаза. Как мне кажется, это абсолютно честная фотография.

Придя к женскому портрету, я руководствовалась желанием показать женственность и красоту. Ты смотришь на жесты, манеры, повадки – всё это хочется запечатлеть. Сфотографировав ту девушку из ЖЖ, я поняла, насколько мне интересно человеческое лицо, мимика. Интересно расположить человека к себе, поймать момент – от этого я получаю стопроцентный кайф. Позже я экспериментировала, снимая в том числе и мужчин, но поняла, что женский портрет – это для меня всё.

Считается, что женскую красоту лучше всего может передать фотограф-мужчина. Выходит, ты с этим не согласна?

- Мужчина может видеть женскую красоту и передавать её очень тонко, но нюансов женской души ему не понять никогда. То, чем я занимаюсь, мне нравится ещё и потому, что, передавая образ человека, я могу хотя бы на какое-то время отсечь всё лишнее, от чего он сам хотел бы уйти. Я стараюсь показать самые светлые и прекрасные его стороны. Лучший комплимент, который можно получить после съёмки от клиентки: «Вот так я вижу себя в зеркале».

05

А что ты считаешь самым сложным в своей работе?

 - Наверное, самое сложное – это психологические аспекты работы. Каждый раз перед тобой стоит задача буквально залезть клиенту в голову. Человек приходит с определённой идеей – например, сделать портреты. Но вы начинаете общаться, и выясняется, что он мечтает получить ещё и красивые фотографии в полный рост. Приходится дополнительно работать над тем, чтобы вытянуть из человека все эти потаённые желания и оправдать его ожидания.

Сейчас ты довольно востребована в фотографии. С какими трудностями тебе пришлось столкнуться, прежде чем добиться признания?

 - Самая большая трудность для меня связана с преодолением кризисов, которые рано или поздно возникают на пути любого творческого человека. Ты должен перешагивать через установки, которые тебе мешают, пробовать что-то новое. Это постоянная внутренняя борьба, направленная на самосовершенствование. Бывает, ты делаешь фотографию и вдруг ловишь себя на мысли, что уже тысячу раз снимал это. Ты стараешься найти новые интересные тебе темы, придумать новые образы, найти другие подходы, разнообразить свою работу. Это не всегда просто с учётом того, что у тебя уже есть определённая специфика – в моём случае это женские портреты.

Второй важный момент: тебе постоянно нужно быть в деле, размещать новые фотографии и поддерживать имидж. «Выпадать» из этого надолго нельзя.

10

Что такое успех и, в частности, что значит быть успешным фотографом?

- Критерии успеха у каждого свои. Общий для всех, пожалуй, только один – стабильность и качество результата. Показатель высокого профессионализма – когда вне зависимости от состояния и настроения фотографа, погоды и других факторов результат всегда на должном уровне. Для кого-то главный показатель успеха выражается в материальном эквиваленте, для других – в количестве съёмок и творческих проектов. Я же испытываю постоянную потребность развиваться. Достигая планок, поставленных несколько лет назад, я ощущаю, что стала гораздо успешнее, чем тогда. Но исходя из нынешнего опыта, я также понимаю, что есть ещё, к чему стремиться. Таким образом мои критерии успеха становятся всё выше, и этот процесс бесконечен.

Интересно ли тебе давать собственные мастер-классы по фотографии?

 - Мастер-классы я не даю. Мне нравится делится знаниями, но на безвозмездной основе. Не хочу чувствовать себя учителем, гуру, и брать за свои советы деньги. Скорее, я бы устроила просто творческую встречу, чтобы пообщаться со всеми желающими на равных, и каждый поделился бы своей историей. Сидеть напротив большой аудитории и вещать – этот способ заработка мне не близок.

А есть советы, которые ты могла бы дать начинающим фотографам среди наших читателей?

 - В первую очередь, советую смотреть максимально много чужих фотографий. И не только в инстаграме у ваших коллег – изучайте работы классиков фотографии, читайте их интервью, ходите на фотовыставки. Не стоит забывать и об изучении живописи, скульптуры, других видов искусства – всё это развивает восприятие прекрасного.

IMG-1336Важно не бояться экспериментов и критики. Не стоит принимать замечания близко к сердцу и вообще верить всему, что вам говорят, но не игнорируйте это, размышляйте и экспериментируйте. Также советую не скупиться на всевозможные мастер-классы, видеоуроки, семинары, вебинары, курсы и книги. Когда я начинала фотографировать, ничего из этого практически не было или было только за большие деньги. А сейчас доступны все возможности для того, чтобы довольно быстро стать, как минимум, ремесленником, выдающим стабильно хороший результат.

Часто можно услышать, что российские фотографы уступают в мастерстве зарубежным коллегам. Многие фотографы, в свою очередь, говорят о низком уровне культуры клиентов в России. Что об этом думаешь ты?

 - Я считаю, что средний уровень мастерства российского фотографа значительно выше среднего уровня его коллеги, например, из Франции или США. На клиентов тоже не жалуюсь – ко мне приходят люди, понимающие, в чём соль. И вообще, если у тебя проблемы с клиентами, стоит задуматься о том, всё ли в порядке с твоими снимками. Также важно правильно определить свою целевую аудиторию. Если ты высмеиваешь запросы клиентов и жалуешься, что тебе без конца приходится что-то им объяснять, может, ты просто неправильно себя позиционируешь? Зачастую сами фотографы создают миф о низком уровне клиентуры.

По прогнозам многие профессии скоро исчезнут. Есть ли будущее у фотографии и фотографов с учётом того, что сейчас каждый может сделать довольно качественные снимки с помощью телефона?

- Мне очень нравится эта ситуация, потому что уровень культуры людей и глубина восприятия растут. Мне кажется, благодаря тому, что фотография стала доступной каждому, в дальнейшем люди, у которых мало способностей к ней, будут снимать исключительно для себя, адекватно оценивая свои данные и не пытаясь на этом поприще заработать.

Как проходит твой обычный рабочий день?

- Если в этот день у меня съёмка, то я делаю зарядку, завтракаю, собираюсь. Категорически не люблю выходить из дома до 12 дня. Но зимой приходится выходить раньше, когда нужно успеть всё отснять при дневном освещении. Я приезжаю на съёмку, знакомлюсь с моделью, мы пьём чай, общаемся, обсуждаем идеи. А дальше начинается сам съёмочный процесс. После первой съёмки часто бывает вторая. На этом рабочий день не заканчивается. Вернувшись домой, я сажусь отбирать фотографии. Затем хотя бы 2 часа ретуши, и можно выдохнуть, умыться и идти спать.

Романтики в виде большого количества свободного времени для разных увлечений и поездок куда-то в то время, когда это взбредёт тебе в голову, в настоящей жизни фрилансера не так много, как кажется. Ты сам себе босс. И если ты босс хороший, то понимаешь, что всё нужно сделать вовремя, чётко распланировать. Не предусмотрел заранее времени для отдыха – тогда сиди и работай.

IMG-1341Кто твои любимые фотографы? Что ещё тебя вдохновляет?

- Мои любимые фотографы – это Родни Смит (Rodney Smith), Ирвин Пенн (Irving Penn), Тим Уолкер (Tim Walker), Брюс Вебер (Bruce Weber), Паоло Роверси (Paolo Roversi), Артур Элгорт (Arthur Elgort), Эллен фон Унверт (Ellen Von Unwerth). Но вдохновляет меня не только фотография: я часто смотрю кино, читаю, могу сходить в картинную галерею, на выставку. Меня вдохновляют дизайнеры одежды. Всё это вырабатывает энергию, которая витает в воздухе, а ты хватаешь её и используешь.

Мне интересны новые страны и культуры, образы, которые можно увидеть на улице. В путешествиях вдохновляет природа и архитектура. Люди, как ни странно – меньше.

Фотографируешь ли ты в путешествиях?

 - Чтобы не испытывать так называемой профессиональной деформации, когда ты на любой шорох выскакиваешь с фотоаппаратом, я разделила для себя фотографию и поездки. Меня никогда не интересовала репортажная съёмка – все эти города и страны давно сняли до тебя, и я не вижу смысла переснимать стандартные достопримечательности. То время, которое я потрачу на поиск и передачу сюжета, мне больше хочется использовать, чтобы жадно впитать в себя всё, что меня окружает, почувствовать и запомнить этот момент. Фотографируя, ты находишься немного в другом измерении, а мне хочется ощущать это «здесь и сейчас». Я преклоняюсь перед жанром стрит-фотографии, восхищаюсь точно пойманными моментами из поездок и с удовольствием смотрю чужие подборки – бывает даже, мне самой хочется оказаться в кадре. Но при этом ни разу не возникало желания оказаться за кадром в роли фотографа! (Смеётся).

Кого из известных женщин ты хотела бы сфотографировать?

 - Хотела бы сфотографировать Кристи Тарлингтон (Christy Turlington). Эта супермодель 90-х – одна из самых прекрасных женщин, которых я когда-либо видела. Причём она мне нравится во все времена – и тогда и сейчас. Какой типаж, характер, харизма!

Это Линда Евангелиста (Linda Evangelista), Пенелопа Крус (Penélope Cruz), не откажусь сфотографировать и Анджелину Джоли (Angelina Jolie). (Долго думает).У меня есть приятельница, очень похожая на Монику Беллуччи (Monica Bellucci), так что этот пункт можно считать выполненным. (Смеётся).

О чём ты сегодня мечтаешь?

 - О загородном доме. Я очень хотела бы свой дом с большими окнами от пола до потолка, участком, выходом к лесу – личное пространство, где я могла бы запереться на недельку-другую, поретушировать отснятые фотографии, отдохнуть и напитаться энергией. Совсем переехать за город мой рабочий ритм мне пока не позволяет, иначе я буду только и делать, что стоять в пробках. Хотя, может, я бы и переехала, выбрав, допустим, три рабочих дня в неделю. А в остальное время проводила бы в загородном доме. Посмотрим!

 Беседовала Татьяна Тростникова

woman on top

 

Комментарии