Марлен Дитрих: «Счастье приходит лишь к упорным»

…История королевы кинематографа начиналась весьма банально и лишь потом превратилась в сказку. Мария Магдалена Дитрих (так звучит полное имя актрисы) родилась 27 декабря 1901 года в Германии. Она не отличалась ни красотой (типичная немка с низким голосом, дородным телом и мужскими повадками), ни страстью к учебе (школа была брошена задолго до получения аттестата). Однако у будущей звезды были две большие любви – кино и музыка. И именно они стали ключевым фактором, который повлиял на всю ее жизнь.
Разузнав адрес Хенни Портен, кинозвезды начала века, Мария Магдалена каждый день приходила под ее окна и играла для нее серенады на скрипке. А потом устроилась в оркестр местного кинотеатра, из которого была вскоре уволена, так как, по мнению дирижера, девушка отвлекала музыкантов своими потрясающими ногами. Если бы он знал, что ее ногам вскоре покорится весь мир! А пока этого не произошло, малоизвестная Дитрих показывала их или в театре, или в рекламе колготок, чтобы заработать на хлеб…
В 1922 году она сокращает свое имя и превращается из Марии Магдалены в Марлен. Именно тогда она начала лепить свой образ — чувственной, обольстительной, ироничной и неповторимо стильной женщины. В этом же году состоялся первый дебют в фильме «Маленький Наполеон» (увидев себя на экране, она воскликнула: «Боже, я выгляжу как волосатая картофелина!«).
В 21 год Марлен выходит замуж Рудольфа Зибера, работавшего ассистентом у нескольких известных режиссеров. Молодой ловелас с карими глазами, мечтавший о блестящей кинокарьере, и предположить не мог, что войдет в историю всего лишь как «вечный муж» великой Марлен. Их отношения всегда были скорее дружескими: Дитрих родила от него дочь, а затем, до конца жизни содержала и Рудольфа, и его любовниц, и его родственников.
Строптивый ангел
Несмотря на то, что Марлен и не думала посвящать себя мужу и ребенку, а упорно работала, целых пять лет фильмы с ее участием были одинаково провальными. Однако в 1928 году госпожа удача решает наградить упорную немку – ее замечает режиссер Джозеф Фон Штенберг и приглашает на роль Лолы-Лолы в фильм «Голубой Ангел». Актриса откровенно признается: «Я не умею играть» — чем сильно интригует его.
Он приглашает ее на свидание. Строптивая Марлен не приходит. Штенберг приглашает снова и снова: никакой реакции. Джозеф, которому до этого никто не смел отказать, лично приезжает к актрисе. «А на предмет чего вы хотите со мной встретиться?» — несколько надменно интересуется Дитрих…
Оба и не предполагали какое большое влияние окажет эта встреча на их жизни. Позже Штенберг напишет: «Я сразу увидел, как она умна. Редкое качество для актрисы, тем более такой красивой», а она признается: «Штернберг был моим отцом, моим братом, моим духовным наставником. Кем он только не был! Пожалуй, для меня он был всем.»
После премьеры Длинноногой Венере пришлось «снимать сливки» — фильм принес громогласный успех.
Критики писали: «всколыхнул океан, и из вод вышла женщина, которой суждено было очаровать мир». Достойный пример того, что в 30 лет жизнь только начинается…
А коварная искусительница в день показа «Голубого ангела», в 1930 году, оставляет дочь и мужа, покидает Берлин, пересекает Атлантику и летит в Голливуд.
Икона стиля
Однако в Америке Марлен ждал сюрприз: оказалось, за океаном полные дамочки не в почете. Над внешностью и телом даровитой немки пришлось изрядно потрудиться цирюльникам, стилистам, дизайнерам. Неповторимый имидж был выкроен: на смену ангелочку пришла роковая женщина, страдающая из-за любви и покоряющая других.
Но не могла же королева тихо приехать в Америку — опять скандал! По сценарию фильма она должна была появиться на съемочной площадке в мужском костюме — для Америки это было шоком. Дитрих одной из первый использовала сценический костюм – короткие шорты, высокие сапоги и вызывающий белый цилиндр — в жизни. В Монте-Карло ее не пускали в казино, в Лондоне отказывали селить в отели, в Париже и вовсе могли арестовать. А она плевать хотела на реакцию публики — расхаживала в мужских брюках и рассказывала о своем влечении к женщинам.
А в 1930 выходит новый фильм Штенберга с участием неподражаемой (и к тому времени, скандальной) Марлен — «Марокко». Новый облик актрисы поразил всех, кто видел ее раньше. Тщательно уложенная волна золотых волос, тонкие брови, загадочный блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и таинственного удивления — так «свысока» смотрят истинные королевы…
Шесть фильмов, снятых вместе с Штенбергом принесли ей всемирную славу и американское гражданство. Пластинки с ее хрипловатым голос имели бешеный успех. На гонорары Дитрих купила виллу и обила изнутри ее белым мехом… Но кто делил с ней этот дом?
В любви и на войне
В конце 30-х зарождаются два больших романа в жизни Дитрих. Первый — с Ремарком. Именно Марлен вдохновила его на написание «Триумфальной арки» и стала прототипом Джоан Маду. Писатель боготворил Марлен: именно он стал называть ее Стальной Орхидеей, Пумой. С помощью актрисы он переехал в Голливуд. Влюбленный Ремарк готов был жениться на Марлен, но когда он приехал в Америку, его ошеломила новость: Дитрих сделала аборт от актера Джимми Стюарта (партнер по фильму «Дестри снова в седле»). Но и это еще не все. Мучениям и пьянству отчаявшегося Ремарка была и другая причина — новая страсть Пумы – знаменитый французский актер Жан Габен.
Неизвестно, пала ли актриса жертвой французского шарма, или актер, который ненавидел все американское, сломался от одного телефонного разговора с Марлен. Габен изначально не собирался долго задерживаться в постели у Дитрих; в свободное время француз тиранил и даже бил актрису, упрекал в неверности, а потом и вовсе, измученный совестью, уехал на фронт.
А между тем, у войны были планы на фрау Дитрих. Гитлер настойчиво предлагал ей вернуться в Германию (к возвращению, естественно, прилагался титул «Королевы немецкого кино»). Но она люто ненавидела фашистов. И стремясь внести свой вклад в борьбу с ними, по сути, участвовала в войне против родной страны.
…С марта 1943 Марлен гастролирует и повышает боевой дух солдат антигитлеровской коалиции, выступает перед американскими войсками, стоит у истоков антифашистского радио, транслируемого в Германию. Она проходит свою войну, презрев окопы, вшей, грязь и домогательства военных.
За активное участие в борьбе с нацизмом Марлен удостаивается звания Рыцаря французского Почетного легиона и получает американскую «Медаль за свободу». А затем нетерпеливо ждет в толпе своего героя – Жана Габена, въезжающего на танке в Париж. И бросается к нему в объятия.
…Во французской столице одним взмахом ресниц Марлен положила к ногам всех Жанов Франции, что подогрело «Отелло», который поставил ультиматум: «Женимся или расстаемся».
Уязвленная Дитрих, уставшая от бесконечных претензий Габена и опьяненная свободой и успехом, уехала в Америку. А Габен немедленно женился, и причем довольно удачно.
…Стальная Пума будет жалеть об отъезде всю жизнь и после смерти Жака скандально заявит: «Я овдовела второй раз».
Возвращение легенды
Успех-легкомысленный бабник. Быстро приходит, быстро уходит. Орхидею уже успели позабыть в Штатах. Но Марлен упорная! В два шага она вновь достигает вершины за счет песен и чудесного голоса.
Элиот Нортон, самый влиятельный американский критик эстрады того времени, писал: «Она не пытается казаться юной. Она всего лишь стала зрелой. Мягко, всей осанкой, голосом, наклоном головы она дает понять, о чем поет. Она прославляет любовь так, как это никому из певцов ее поколения не удавалось«. Стоит сказать, что к тому моменту Марлен было 52 года, и она была аж четырежды бабушкой…
…Тринадцать лет перед смертью (12 из них будучи прикованной к кровати), актриса провела в Париже. Единственное средство связи — телефон. Дитрих не рассказывала о себе, не давала интервью (отказала в этом даже Майклу Джексону: «Я не даю интервью обезьянкам»). Каннский фестиваль 1992 года был посвящен ей, Но дива не явилась. Она умерла в разгар этого события. Причина смерти — до сих пор загадка. То ли инфаркт, то ли большая доза снотворного.
Одно точно — она даже после смерти осталась Великой Дитрих. Успешной Дитрих. Неподражаемой Марлен.
Екатерина Гаранина
Спасибо большое!
Вас очень приятно читать.
Замечательная статья.
У нас, кстати, в домашней коллекции много фильмов с Марлен, начиная с «Кафе Электрик» или даже более ранних, ну и вся классика. Иногда пересматриваем.
Надеюсь, автор на этом не остановится
спасибо:))
я какие нашал фильмы с Дитрих на ру трекере-посмотрела. в восторге от «служебного романа»-как-то так называется.потрясающая комедия с дитрих)
а еще отличное кино-»свидетель обвинения».мне было сложно поверить, что дитрих там 50 лет где-то.а выглядит на 30 как всегда:)
Да у нас тоже в основном с рутрекера и с кинозала.
«Зарубежный роман» имелся в виду?
А выглядела она прекрасно в любом возрасте, пока снималась.
да, зарубежный роман.веселая легкая комедия)