Цыганское счастье Натальи Марченко-Желтовских

Цыгане… Они появляются из ниоткуда — непонятные, интересные, искусно находящие контакт с местными жителями. И так же уходят – в никуда. В их песнях — кипение страстей, магия глубоких черных глаз, ветер свободы, вольность и честь… Об их жизни мало что известно – ведь чужаков они к себе близко не подпускают.
Приоткрыть завесу тайны и поделиться секретами цыганского счастья с нами согласилась Наталья Марченко-Желтовских, солистка екатеринбургского ансамбля цыганской песни «Старая Москва» — истинно свободная цыганка, яркая, сногсшибательная, успешная и счастливая.
- Давайте поговорим о вас. Может быть, начнем традиционно — с детства? Расскажите откуда вы родом? Какой была ваша семья, кем были ваши родители?
- Я родилась в Калужской области, в маленьком поселке Детчино, в очень музыкальной семье: все мои братья, сестры, тети, дяди, племянники — все поют и пляшут, и дома, и на семейных праздниках, и на сцене. Моя мама тоже пела с детских лет. Очень хотела в свое время получить музыкальное образование. Ее даже приглашали на учебу в Москву, в театральный институт и консерваторию — после войны выездные приемные комиссии от творческих вузов ездили сами по городам, деревням и отбирали талантливых подростков. Но как ни уговаривали педагоги родителей (моих бабушку и дедушку), как ни убеждали, что таланты надо развивать и учить, они ее не отпустили. И об этом моя мама сильно жалела. А вот отец получил диплом музыкального училища по классу аккордеона. Но на этом его таланты не заканчивались: он профессионально играл на фортепиано, а как чечетку отбивал — на зависть всем танцорам! Они оба выступали в нашем местном Доме культуры – мама пела, отец аккомпанировал. Родители всегда брали меня на репетиции и концерты, так что я — ребенок, выросший за кулисами…
- Правда ли, что музыкальность — это особенность всех цыган? Интересно, как дети цыган учатся петь и танцевать — просто путём подражания или родители пользуются какими-то своими методиками?
- Я не думаю, что это музыкальность свойственна всем цыганам до одного. Музыкальность — это очень индивидуально, и не зависит от национальности. Хотя, среди цыган, действительно, очень много талантливых певцов и танцоров. Никаких особых методик нет. Дети цыган, как и дети всех других национальностей, впитывают культуру с «молоком матери», принимая участие в семейных праздниках, подражая родителям, перенимая традиции.
- Как вы начали заниматься творчеством? Когда впервые вышли на сцену?
- Сколько себя помню, всегда любила и люблю музыку. Детский сад, школа, институт — везде пела, танцевала, принимала активное участие в праздниках. О карьере артистки в юности не думала, хотя и окончила музыкальную школу с отличием, и хореографическую подготовку имела. После школы поступила в педагогический институт, на филфак. Но по профессии я не работала ни дня, сразу ушла в культуру. А в первый раз на сцену я вышла на мамином концерте: взрослые отправились переодевать костюмы, нужно было как-то заполнить паузу, в этот момент и наступил «мой звездный час»!
- А как вы стали солисткой ансамбля «Старая Москва»?
- Профессионально выступать на сцене я начала в составе довольно известного цыганского коллектива «Ритмы Ромэн» под управлением Леонида Матрушенко, заслуженного работника культуры, ученика Николая Жемчужного. Виктор Алавацкий, руководитель и идейный вдохновитель «Старой Москвы», увидел меня как-то раз на концерте и пригласил в свой коллектив. С тех пор (а это было в 1999 году) я и работаю в «Старой Москве».
- Сейчас очень много говорят об успешности, о том, как важно в жизни быть успешным человеком. А для цыганок важно быть успешной женщиной в жизни? И что значит это для них? Семья, дети? Богатство? Уважение? Карьера?
- Для цыганок «успешность в жизни» — это мегаважное понятие, и заключается оно прежде всего в том, чтобы удачно выйти замуж (смеется). Тогда будет и семья, и дети, и дом, и богатство, и уважение! А получение профессии для девочек, карьерный рост… — это очень индивидуально, зависит от того, как на это смотрят родители.
- А вас лично, что значит быть успешной? Можете ли вы себя такой назвать?
- Помимо семейного счастья, для меня большое значение всегда имел успех в профессии — это ощущение, что ты находишься на «своем месте» и занимаешься любимым делом, горящие глаза и аплодисменты в зрительном зале, признание коллег. В моей жизни есть все: и семья, и любимое дело, и признание коллег и аплодисменты зрителей - думаю, что могу назвать себя успешной.
- Приходилось читать о том, что в цыганских семьях приняты ранние браки. А в каком возрасте вы вышли замуж? И какой вообще была ваша свадьба?
- Я вышла замуж в 24 года, и моя свадьба была абсолютно в советских традициях, не считая того, что среди приглашенных гостей была Любовь Жемчужная и цыганский театр «Сердца Ромэн» практически в полном составе. Поэтому цыганские песни и пляски были до утра (смеется).
- Расскажите немного о вашем муже, какой он, и как вы с ним познакомились, полюбили друг друга?
- Мой муж для меня особенный. Он талантливый скрипач, большой музыкант и очень хороший человек. А познакомились мы в Анапе, на берегу Черного моря. Мы отдыхали в одном санатории. Это не был курортный роман, это была большая любовь. Мы сразу поняли, что не можем друг без друга ни дня, а раз так, значит, свадьбы не миновать (смеется). В следующем году уже будет двадцать лет, как мы вместе
- Существует ли среди цыган равноправие женщин и мужчин? Кто в цыганской семье «голова»? А в вашей семье кто «правит балом»?
- Думаю, что среди цыганских семей мужчина всегда голова. А про нашу семью могу сказать так: у нас с мужем здоровое равноправие.
- Мы действительно все время вместе — дома, на работе, на отдыхе… Но я не помню, чтобы нам хотелось друг от друга «отдохнуть». Знаете, это, как в пазлах: если все сошлось, то уже ничего не мешает (смеется).
- У цыган принято, чтобы дети шли по стопам родителей или, наоборот, им предоставляется полная свобода выбора?
- У моего мужа есть дочь, она выросла на моих глазах, я ее искренне люблю и считаю своей. Она выбрала другой путь, учится в Юридической Академии, хотя окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Ну, что ж — это ее выбор. И есть внук, Ванечка — ему 2 года. Вы бы видели, как он танцует цыганочку — очень музыкальный мальчик! Культурное наследие нашей семьи (смеется)!
- Много ходит легенд о гипнотических способностях цыган, их ясновидениях и гаданиях. Действительно ли все цыганки умеют предсказывать будущее? Замечали ли за собой такие способности?
- Все цыганки умеют «зарабатывать на жизнь» гаданием и предсказанием будущего, но есть и такие, которые, действительно, обладают даром ясновидения. На своих выступлениях могу выбрать человека из зала и погадать ему по руке (смеется).
- Как вы думаете, по какой причине в нашем обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам?
- Цыгане долгое время были кочевым народом, выживали как умели в этих условиях и не особенно заботились о своей репутации… Это история, и от этого никуда цыганскому народу не деться, но среди цыган (как и среди людей других национальностей) есть великие люди, достойные уважения, и их очень много.
- Существует ли такое понятие как «цыганская кухня»? Можете поделиться каким-то исконно цыганским рецептом?
- Мне кажется, что такого понятия не существует, т.к. и кухни у цыган никогда не было (костер да котелок в поле). Готовили из того, что в той местности, где стоял табор, росло, бегало. Но точно знаю, что в цыганских семьях женщины могут очень вкусно приготовить и узбекский плов, и украинский борщ, и белорусских драников напечь — вот такая нация!

Всегда вместе — и на работе, и на отдыхе: с мужем Владимиром Желтовских, музыкантом ансамбля «Старая Москва»
- Вы много гастролируете. Какие из гастролей особенно запомнились? Есть ли какие-то особенные, любимые места, в которые хотелось бы вернуться?
- После каждых гастролей кажется, что последние — самые запоминающиеся, а потом на них накладываются, другие, третьи, четвертые, пятые. Из каждой поездки привозятся какие-то особенные впечатления, что остаются навсегда с тобой. А про любимые места скажу так: есть места, где живут особенные люди, и туда хочется вернуться!
- При таком напряженном графике, хватает время на что-то еще, кроме работы? Есть у вас какие-то увлечения?
- Обожаю возиться с цветами на даче, или что-то сделать своими руками — люблю вышивать бисером, могу взять спицы и что-нибудь связать, или сшить. Люблю приготовить что-нибудь вкусное для семьи. Мне нравится путешествовать: в любой момент готова собрать чемодан и отправиться открывать для себя другую страну с ее культурой, бытом, традициям. Мое самое большое увлечение — это жизнь!
- Много песен и стихов сложено о «цыганском счастье». По-вашему, какое оно, цыганское счастье? Вы можете назвать себя счастливой женщиной?
- Цыганское счастье… Мне кажется это большая аллегория (смеется). Наверное, это возможность быть свободным, как ветер, как птица, как песня. Лично я не рассматриваю счастье по национальной принадлежности, для меня это более широкое и глубокое понятие. Когда-то давно я для себя решила, что мое кредо в жизни «Быть счастливой!», и с этого пути не сворачиваю!
Беседовала Наталья Яньтюшева
Фото автора и из архива
Натальи Желтовских-Марченко
Свежие комментарии