Женщины в мужском амплуа

На протяжении многих тысячелетий мужчины и женщины тщетно пытаются понять друг друга, поменяться ролями, примерить на себя ту или иную модель поведения, подобно платью или деловому костюму. Каково это — быть сильным и властным мужчиной, добытчиком и лидером, самостоятельно принимающим все серьёзные решения и тщательно оберегающим свою семью от любых невзгод? И что значит это загадочное словосочетание «быть женщиной»? Изнеженно-хрупкой, ласковой, пахнущей сладкими духами и мастерски создающей домашний уют, словно по мановению волшебной палочки… Или это не более чем стереотипы, и настоящие мужчина и женщина совсем иные?
Пресловутая тема смены ролей и обличий неоднократно обыгрывалась в искусстве, причём как в драматическом (можно вспомнить фильм «Таинственный Альберт Ноббс» с Гленн Клоуз), так и в комедийном ключе (взять ту же раскрученную «Любовь-морковь»).
Так почему же мужчины хотят быть похожими на женщин, а представительницы прекрасного пола мастерски перевоплощаются в своих «оппонентов»? Любопытно, что причины для таких метаморфоз всегда разные. Для одних — это вынужденная необходимость, для других — вожделенная прихоть, не более чем богемно-эпатажная причуда, для третьих — непреодолимое стремление ломать стереотипы, дабы приблизиться к равноправию, а для четвёртых —жгучее нежелание мириться с собственным телом, данным от рождения.
Редакция Woman on Top уже рассматривала самые яркие случаи мужских перевоплощений в женщин, поэтому сегодня речь пойдёт о прекрасных дамах в нетипичном для себя обличье. Попытаемся разобраться, почему наши необычные героини всё же решили обмануть природу, попробовать себя в новом амплуа, и чем же это в конце концов закончилось.
Папесса Иоанна
Героиня средневековых хроник, обманом занимавшая папский престол под именем Иоанна VIII. По легенде, необычная девочка родилась в семье английских миссионеров, проживавших в Германии. В 12 лет она неожиданно переоделась юношей и поступила в местный монастырь, сразив всех своей набожностью и тягой к знаниям. Не желая возвращаться к прежней жизни, Иоанна усиленно грызла гранит науки, а затем отправилась в Рим, где якобы получила огромную известность из-за своего остроумия.
После смерти папы Льва IV именно её пригласили занять его место: истовые католики, разумеется, и не подозревали о столь бессовестном подлоге, но оглушительная правда открылась на третьем году пантификата псевдо-Иоанна. И виной тому, конечно, человеческая страсть и порочность. По легенде, наша героиня влюбилась в своего камердинера, от которого вскоре забеременела. Не совсем понятно, как Иоанна планировала скрыть от окружающих свой весьма странный вид и куда впоследствии спрятать ребёнка — видимо, эти логические звенья нам никогда не удастся восстановить, но схватки настигли её совсем некстати: в момент торжественной процессии, идущей от собора святого Петра к Латерану. Строгий и величественный Папа Римский неожиданно с криком упал на землю, и каково же было возмущение верующих, охваченных религиозным экстазом, когда они увидели, что Иоанн оказался… женщиной, да к тому же разрешающейся от бремени! Оскорблённая позорным обманом толпа молниеносно закидала еретичку и младенца камнями, — именно так, согласно хроникам, закончилось смелое перевоплощение Иоанны.
Любопытно, что начиная с XV века, эта легендарная личность неоднократно подвергалась сокрушительным разоблачениям; историки говорят, что упоминания о ней не более чем приписки поздних авторов, а сама история - провокация, направленная против института папства. Но так или иначе, Иоанна продолжает вызывать интерес и по сей день: о ней пишут романы и снимают фильмы (так, в современной кинокартине «Иоанна — женщина на папском престоле» её сыграла популярная немецкая актриса Йоханна Вокалек).
Жорж Санд, она же Аврора Дюпен
Французская писательница, интеллектуалка, знаменитая возлюбленная Альфреда де Мюссе и Шопена, а также необычайно смелая для XIX века особа. Она бунтовала против рабской доли женщин, униженных мужьями, и нашла в себе силы не только развестись с простоватым и грубоватым супругом, изменявшим ей направо и налево, но и выбрать свой пусть, свободный от гендерных предрассудков. У Жорж было мнение, пожалуй, по всем острым вопросам. Именно она обратила внимание на щекотливую тему первой брачной ночи (женщина XIX века говорит о сексе! неслыханно!), устыдив беспардонных мужчин, не считающихся с тонкостями душевной и физической организации своих супруг и молниеносно требующих чувственных ласк во всём их многообразии. Да-да, именно таким и был её супруг Казимир Дюдеван, который так и не сумел открыть для Жорж богатый мир сексуальных отношений, зато постоянно обвинял ей в недостатке страстности.
«Даже самая мысль о сближении без любви гнусна. Женщины, которые ценою близости добиваются власти над мужем, нисколько не лучше проституток, продающихся за хлеб, и куртизанок, продающихся за роскошь», — смелое утверждение, не так ли?
Зато после развода Жорж сама выбирала себе возлюбленных, не опираясь на мнение общества.
Правда, вот незадача — мужчины слишком часто оказывались слабее этой незаурядной женщины. Всё дело в том, что в ней был необычайно силён материнский инстинкт.
Жорж Санд взяла от мужчин не только псевдоним и лучшие качества характера, но и сам имидж. Она с юности любила носить костюм, правда, в этом не было ни малейшей вычурности и желания эпатировать публику. Обувь на тонкой подошве слишком быстро изнашивалась, лёгкие платья пачкались и рвались, а изящные шляпки попадали под обстрел водосточных труб… Да, тогдашняя атмосфера Парижа была не слишком ласковой к модницам. Так что мужской образ Жорж Санд был прежде всего обусловлен тягой к комфорту, хотя, конечно, наша незаурядная героиня во многом просто не вписывалась в типичные представления о женщинах, поэтому и искала новые формы для самовыражения.
Зинаида Гиппиус
«Петербургская Сафо», «декадентская Мадонна», «белая дьяволица», «рыжая Сатанесса», «андрогин с холста Содома» — как только не называли эту талантливую поэтессу, тщательно вылеплявшую свой противоречиво-скандальный имидж и постоянно подливавшую масло в огонь. «Я ненавижу человечество», «Но люблю я себя, как Бога», «Хочу того, чего не бывает!» — таковы визитные карточки её внутреннего «я». Кстати, любимой фразой Гиппиус было упрямое восклицание: «Я не согласна!» С Богом, с природой, с мужчиной, со властью, — да неважно с чем именно, просто со всем!»
Она была женщиной до самых кончиков своих золотисто-рыжих волос и лукавых искорок в зелёных русалочьих глазах, обожала кружева и драгоценные камни, узаконила в Петербурге моду на макияж, а незадолго до смерти даже убежала от врачей, дабы… сделать перманентную завивку. И при этом Зинаида Николаевна тяготела к мужским псевдонимам (Антон Крайний, Денисов, Товарищ Герман, — вот лишь немногие из них), писала стихи от мужского имени, щеголяла в трико (такой её и запечатлел Леон Бакст на знаменитом портрете), курила крепкие ароматические папиросы и не гнушалась скверного словца. Во всяком случае её лирическая ипостась — критик Антон Крайний — в пух и прах разносил неугодных литераторов, называя их «недоносками», «кретинами» и «бездарностями».
Она прожила с мужем Дмитрием Мережковским 52 года, не расставаясь ни на день. И при этом слава об её амурных похождениях настолько будоражила Северную Пальмиру; например, поговаривали, будто она коллекционирует перстни своих любовников и вешает их у изголовья кровати (этакие трофеи!). Ей приписывали романы с женщинами, а также постоянно обсуждали их отношенческий треугольник (Гиппиус-Мережковский-Дмитрий Философов). Вместе с тем Гиппиус открыто отрицала плотскую составляющую семейных отношений и дала зарок на протяжении всей жизни сохранять невинность… Удивительные парадоксы, не правда ли? Конечно, нам не дано понять, какой на самом деле была эта женщина, и какие из этих мифов правдивы. Зато можно предположить, что для неё перевоплощение в мужчину было способом привлечь внимание, поиграть с публикой, слегка эпатировать. Этакая изысканная игра, при этом неотделимая от самой жизни.
Алан Харт, она же Альберта Люсиль Харт
Американский врач и писатель, исследователь тубербулёза, автор трудов по рентгенологии. Эта история отличается от всех предыдущих хотя бы тем, что наша героиня с самого детства ощущала недовольство своей женской сущностью. Харт не хотела играть, она действительно страстно желала сменить пол, разбив вдребезги все гендерные нормы. Альберта в 2 года потеряла отца и пообещала сокрушённой матери вырасти и стать мужчиной, дабы защищать её от любых невзгод. Собственно, всю свою жизнь она и подчинила этому неожиданному для рубежа XIX-XX веков стремлению. Впрочем, Альберта прославилась не только благодаря тому, что в конце концов перенесла операцию, сменила имя и стала вести самый что ни на есть мужской образ жизни, но и потому что была умна и прекрасно разбиралась в медицине. В те времена в этой области отдавалось безусловное предпочтение сильному полу, что тоже сыграло немаловажную роль в принятии её судьбоносного решения. Слишком уж тяжело женщинам было пробиться в науку, ведь мало кто готов был воспринимать их мнения и открытия всерьёз.
История врача Харта вызвала широкий общественный резонанс, его отношения порицались, а образ жизни был непрестанной мишенью для насмешек. Впрочем, эта последовательная травля не помешала Алану дважды жениться, успешно заниматься писательской деятельностью и врачебной практикой, а также стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Так что доктору Харту не только удалось полностью уйти от ненавистного женского статуса, но и доказать миру свою значимость в развитии медицины.
Дороти (Билл) Типтон
Эта американская девушка была вполне женственной, носила шляпки и мило улыбалась на фотографиях, но вот незадача, однажды она влюбилась… в джаз. И что в этом такого, спросите вы? В джазе, как известно, только девушки: уж где-где, а в музыке дамы могут чувствовать себя относительно свободно и комфортно. Но не тут-то было! Дороти тщетно пыталась устроиться в джазовый оркестр, однако тамошние руководители, отдав дань безусловному таланту Типтон, отправляли её восвояси именно из-за половой принадлежности. Тогда девушка решила пойти на крайние меры: коротко постриглась, забинтовала грудь, надела мужской костюм, а затем умудрилась получить документы на новое имя. После этого жизнь Дороти сильно изменилась. Свой коллектив, бесспорное лидерство, уважение и доверие коллег, признание со стороны зрителей и слушателей, — стоило зачесать волосы назад, одеть двубортный пиджак, спрятать грудь — и вот ты уже на коне!
Надо сказать, что Дороти весьма преуспела в своём виртуозном перевоплощении. «Его походка, речь, позы, всё было типичным для мужчины. Он никогда не скрещивал ноги, не теребил волосы. У него был тенор, хоть и немного высоковатый», — вспоминали очевидцы о своём коллеге. Немало удивляет и тот факт, что Билли был женат аж 5 раз, причём некоторые из его супруг, как и усыновлённые дети, так и не поняли, что Типтон был женщиной и вовсе не менял пол! Невозможно представить, какого труда и изворотливости стоила подобная конспирация нашей героине! Билли тщательно оберегал свой миф об аварии, в которую он якобы попал (отсюда вымышленные шрамы, бинты, необходимость постоянно поддерживать позвоночник и тазовые кости). Типтон властно отсекал любые сомнения насчёт своего пола. Вот чего-чего, а лидерских качеств ему было явно не занимать. Именно поэтому друзья, коллеги и даже любимые жещины безоговорочно верили Билли, нисколько не умаляя его мужественности.
История Типтона и по сей день вдохновляет писателей и коллег по музыкальному цеху. В 1999 году Диана Вуд Миддлбрук выпустила книгу «Мне подходит: двойная жизнь Билли Типтона», а ещё его именем назван женский саксафонный квартет. Как бы там ни было, гендерная метаморфоза американской любительницы джаза оказалась более чем успешной. И личная, и творческая жизнь Билли Типтона вполне удалась.
А какие случаи перевоплощений женщин в мужчин известны вам?
Валерия Мухоедова
Свежие комментарии